Ларицкий и Ко: что известно про людей, давших показания на Белых
Дело против губернатора Кировской области Никиты Белых построено на показаниях Альберта Ларицкого и Юрия Зудхаймера, соответственно бывшего и нынешнего собственников Нововятского лыжного комбината (НЛК). При этом Ларицкий уже год находится в СИЗО, а гражданин Германии Зудхаймер, как утверждается, 24 июня был тем человеком, который передал Белых деньги под контролем оперативников, после чего губернатора задержали. Slon Magazine собрал всю имеющуюся информацию о ключевых свидетелях по резонансному делу.
Белых помогал Ларицкому с инвестпроектами
Про Альберта Ларицкого известно, что он родом из Белоруссии, но имеет вид на жительство в Швейцарии. В Кировской области он начал свою деятельность в 2008 году, когда агрохолдинг «Зерностандарт» (там Ларицкий был вице-президентом) купил уже упомянутый Нововятский лыжный комбинат.
После кризиса комбинат решил претендовать на финансирование, чтобы освоить вдобавок к лыжам производство стружечных плит, которые используются в строительстве, отделке и мебели.
Полтора года спустя Белых подписал распоряжение, по которому НЛК разрешалось начать инвестпроект по модернизации производства.Сообщается, что Белых пришлось четырежды отправлять проект на утверждение в Москву, чтобы его окончательно приняли (при освоении лесов необходимо одобрение Минпромторга). Областной депутат Дмитрий Русских утверждает, что тесное знакомство губернатора Белых с руководством НЛК «не было секретом», более того, Ларицкого называли другом главы региона.
Подложные кредиты на поставку оборудования
Одобренная заявка позволила НЛК в особом порядке претендовать на кредиты и субсидирование под закупку оборудования. Уже в 2010 году, поданным ФСБ, Ларицкий организовал схему, по которой заемные средства от Сбербанка были направлены подконтрольной бизнесмену швейцарской фирме на приобретение деревообрабатывающих станков.
Первое разбирательство по делу НЛК началось в 2014 году, обвиняемыми стали гендиректор предприятия Владимир Сысолятин и его заместитель Наталия Фукалова. Сысолятин на суде заявил, что до прихода Ларицкого состояние комбината было стабильным, а именно новый собственник велел закупать оборудование только у конкретных фирм. Суд оправдал Сысолятина и Фукалову, но сейчас по решению апелляционой инстанции их дело находится на повторном рассмотрении.
Еще до первого уголовного дела по НЛК Ларицкий в 2013 году передал акции комбината немцу Юрию Зудхаймеру, познакомив того с Белых,утверждает Life. Вскоре после этого новое руководство признало, что модернизация не удалась и еще не завершенный инвестпроект надо менять. Чтобы сократить убытки, лыжный комбинат полностью отказался от производства лыж и сосредоточился только на деревообработке.
Сделка со следствием
Через полгода после оправдательного приговора директору НЛК был задержан сам Ларицкий, с лета 2015 года он содержится в лефортовском СИЗО (где сейчас находится под арестом и Белых).
После ареста, по данным «Новой газеты», Ларицкий начал активно давать показания на Белых и рассказал про человека, который затем передал губернатору часть взятки (до этого, как утверждается, деньги якобы передавал сам Ларицкий). Был ли это именно Зудхаймер, не уточняется. Посредника неназванные собеседники издания охарактеризовали как человека, регулярно дававшего деньги «на решение социально-экономических проблем региона».
При этом сам глава Кировской области косвенно подтвердил на суде по аресту, что задержали его на встрече с немцем:
«Преступной деятельности я не вел и не веду. Я взяток не беру, не брал и для представителей Германии исключений делать не собираюсь», –заявил Белых в суде, не называя фамилий.
Следствие заявляло, что на допросе Белых объяснял передачу денег спонсорской помощью региону. Губернатор или его представители это никакне прокомментировали. Сами следователи считают, что Ларицкий и Зудхаймер платили деньги за покровительство НЛК со стороны областного руководства.
Статус Зудхаймера в уголовном деле пока официально не прояснился – следствие никак не комментировало сообщения СМИ о его участии в передаче взятки. Но тот факт, что дело возбуждено только по статье 290, о получении денег, но не о даче взятки (291), позволяет судить, что взяткодатель активно помогал в расследовании и, согласно УК, освобожден от ответственности.
Фото: www.novayagazeta.ru
Источник: “Slon”