Полиция Москвы провела проверку по штрафу, выписанному за блики от фар
Сбои дорожных камер, приносящие автомобилистам штрафы за пересечение сплошной линии разметки в Москве, оказались массовым явлением. Алгоритм выявления таких нарушений ПДД в автоматическом режиме оказался «сырым» и в 10% случаев может выдавать ошибочный результат. В ГИБДД о масштабах проблемы пока не говорят и разбирают только те единичные случаи, о которых сообщают СМИ.
В понедельник, 29 августа, в Москве разгорелся скандал, после того как столичный автомобилист выложил в соцсеть присланный ему штраф, на котором тень от его машины «нарушает» ПДД — пересекает сплошную линию дорожной разметки. В ГИБДД Москвы в тот же день поспешили заявить, что во всем виноваты неполадки в работе автоматического комплекса, сбой уже устранен, а неправомерный штраф будет аннулирован. В ведомстве подчеркнули, что такая жалоба поступила к ним впервые.
Однако уже на следующий день СМИ стало известно еще о нескольких похожих курьезах.
Так, пользователь портала Pikabu сообщил, что получил штраф с камеры — тень от грузовика, ехавшего перед ним по полосе, пересекла сплошную линию разметки, оказавшись на обочине.
«Мне тоже пришел такой штраф, только моя тень в границах правой полосы («Паджеро»), — пояснил автовладелец. — Написал жалобу, жду ответа».
Кроме того, СМИ сообщили еще об одном ошибочном постановлении, вынесенном на основании фото, на котором в нарушении требований разметки дорожным комплексом «уличен» отблеск от света фар автомобиля на мокром асфальте — отражение также попало на обочину.
В ГИБДД Москвы заявили, что провели проверку по жалобе водителя, который получил штраф за езду по обочине из-за бликов от фар, однако о ее результатах не сообщили.
Остальные случаи в Госавтоинспекции пока не комментируют. Связаться с представителями ведомства во вторник «Газете.Ru» не удалось.
Штрафная траектория
В распоряжении «Газеты.Ru» оказались снимки еще из нескольких административных материалов, где доказательства нарушений далеко не очевидны. Так, один из них был составлен в отношении автовладельца из Москвы, который якобы повернул налево не из крайнего ряда, как предписано разметкой.
Камера поймала «нарушителя» — черный Infiniti — 4 августа 2016 года на дублере Третьего транспортного кольца при съезде на 1-й Кожуховский проезд.
При этом на одном из снимков видно, что комплекс ошибочно принял за Infiniti едущий вдалеке по второй полосе другой автомобиль.
Даже с учетом низкого качества фото можно заметить, что в желтый квадрат попала машина, и по габаритам, и по цвету кузова не совпадающая с Infiniti.
По данным «Газеты.Ru», пока вокруг похожих случаев в столице не разгорелся скандал, «нарушитель» обжаловать постановление не планировал, осознавая, что оспорить штраф будет непросто, однако теперь намерен опротестовать его.
Еще один автомобилист из Москвы прислал в редакцию «Газеты.Ru» полученное им штрафное постановление за езду по выделенной полосе для общественного транспорта, которое сейчас пытается обжаловать. На снимке видно, что его автомобиль выезжает на проспект Мира и не находится на «выделенке». Однако на фото из постановления красным отмечена траектория, по которой якобы проехал нарушитель через секунду после того, как комплекс сделал снимок. Автовладелец же отмечает, что по изображению на фото ясно видно, что автомобиль успеет перестроиться в разрешенном месте, не выезжая на «выделенку», что он и сделал.
Каждое десятое пересечение сплошной фиксируется ошибочно
Сотрудник крупной компании, занимающейся установкой дорожных камер, Павел Беленко рассказал «Газете.Ru», что примерно каждое десятое зафиксированное автоматическими комплексами нарушение, связанное с расположением транспортного средства (ТС) на проезжей части, является ошибочным и отбраковывается в ЦАФАП. По его словам, какую-то часть сотрудники ЦАФАП пропускают, и автовладельцы получают такие курьезные штрафы.
«После того как водители стали меньше нарушать, а на штрафы ввели 50-процентную скидку, столичные власти попросили производителя комплексов доработать их функционал, чтобы они могли фиксировать больше нарушений, в том числе и пересечение сплошных линий разметки, — говорит Беленко. —
Никаких тестов, по сути, не проводилось, и в итоге доработки оказались сырыми».
Собеседник отмечает, что нарушение должно быть доказано снимками, на которых можно различить номер ТС. «В примере с Infiniti это должны быть как минимум два снимка, а номер машины должен читаться на обоих. Но проблема в том, что эти комплексы не могут считывать номерной знак на расстоянии 300 м. Поэтому комплекс просто ведет объект издалека, а потом, когда он оказывается ближе, фиксирует номер. Но тот ли это объект или уже другой, мы не знаем. То, что там линией обозначена траектория, это не доказательство», — говорит он.
Экс-гендиректор НПО «Призма» Сергей Ласкин поясняет, что в незаконных штрафах, которые стали приходить московским автомобилистам, виноваты программисты, написавшие алгоритм фиксации новых нарушений. «В данном случае, судя по всему, система фиксирует габарит объекта, поэтому может сфокусироваться в том числе на тени от него или отблеске фар. Вместо этого можно было бы настроить систему на идентификацию номерного знака автомобиля. Это решаемая задача. Вопрос в другом: как же так получилось, что комплексы не проходили испытаний — сразу стали ставить эксперименты на людях».
«Если это ошибка алгоритма распознавания объектов — таких неправомерных штрафов должны быть сотни, — говорит «Газете.Ru» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. —
Если у водителя нет записи с видеорегистратора, то доказать он ничего не сможет. Хотя ставить автомобилиста в такое положение неправильно — в случае с такими нарушениями ему должна отправляться их видеозапись.
Проблема в том, что камеры не записывают нарушение на видео».
По словам члена рабочей группы по разработке госстандартов фотовидеофиксации Григория Шухмана, эти случаи не ошибки, а особенности комплексов, которые нельзя исключить на уровне программного обеспечения. «Выявить ошибки может только вторичный контроль — проверка человеком, — рассказывает Шухман «Газете.Ru». — Поэтому решение тут одно — увеличивать численность персонала ЦАФАП, который исследует материалы, с введением ответственности должностных лиц за допущенные ошибки.
По факту текущая система работы с материалами автоматической фиксации нарушает базовый принцип КоАП — всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Должностные лица, не делая этого, грубейшим образом нарушают закон».
Расширенный функционал дорожных камер начал внедряться в столице в прошлом году. Сейчас в Москве работают более 20 комплексов, которые фиксируют пересечение сплошной разметки: заезд за стоп-линию, поворот не из крайнего ряда, проезд по реверсивной полосе на запрещающий сигнал и движение по обочине.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ранее отмечали, что всего лишь за одну неделю работы в тестовом режиме одна камера, установленная на съезде с Третьего транспортного кольца на Варшавское шоссе, зафиксировала около 2,8 тыс. нарушителей, поворачивающих не из своего ряда. «Это хороший показатель для старта, это значит, что люди научатся и перестанут так ездить», — прокомментировал нововведения глава ЦОДД Вадим Юрьев.
По инициативе ЦОДД камеры в Москве вскоре могут начать фиксировать движение с выключенными фарами и выброшенный из автомобиля мусор.
Даниил Ломакин
Источник: “Газета.ru”