Как дети покупают наркотики в Сети
Возраст наркоманов в России стремительно снижается: по данным фонда “Город без наркотиков”, среди них встречаются уже девятилетние. Ещё бы, ведь покупка наркотика — дело не просто дешёвое, но и увлекательное: дилеры превратили свою деятельность в подобие игры. Смертельной, но легкодоступной.
Игра начинается ещё на этапе разговоров. Лайф уже писал о сленговых словечках, которые должны насторожить родителей. И среди них вполне невинные “вишня”, “шоколад”, “мука”, “журнал”… Наиболее популярные — “спайс”, “легалка”, “микс”. Найти эти слова в Интернете, на стенах домов или попросту под ногами несложно. А вот расшифровать тайные послания под силу далеко не каждому взрослому. Это раньше покупка наркотиков происходила при личной встрече с дилером, а в нынешнее время можно, не выходя из дома, связаться с продавцом тайным образом, через специальную систему заплатить сэкономленные на завтраках несколько сотен рублей, после чего, как настоящий кладоискатель, идти по оставленным меткам в поисках того самого “клада”. Целый квест, который так привлекает подростков.
Для успешной операции ничего особенного не нужно: только знание, где и что искать. Я проверила, насколько просто проделать этот ряд действий, точнее, ту часть, которая не преследуется законом.
Другой мир
Старт прошёл гладко: я без проблем скачала и установила открывающий полный доступ к заблокированным сайтам тор-браузер, принцип работы которого основан на маскировании и шифровании интернет-трафика пользователя. Сигнал идёт через несколько стран, и отследить вас очень сложно.
После установки мне открылся доступ в мир, полный жути и цинизма. Основной целью прихода сюда являются сайты, продающие абсолютно любые наркотики. При этом общение на доступных здесь форумах происходит в таком ключе, как если бы речь шла об одежде или шоколадках. С открытием новых онлайн-магазинов здесь активно поздравляют и желают “процветания в бизнесе”. Здесь есть фото- и видеоинструкции, упрощающие процесс покупки. Есть флудилки и курилки, где можно поболтать о жизни и общих интересах. Есть чёрные списки продавцов, у которых форумчане закупаются на свой страх и риск. Проводятся региональные конкурсы на лучшую команду.
Отдельной темой следуют предложения о работе. Здесь даже опубликован шаблон резюме! И по этому шаблону многие благополучно трудоустраиваются на должность наркодилера. Правда, это поэтично называется “курьер”. Я даже опубликовала заполненное резюме, но, по всей видимости, оказалась на этом рынке труда специалистом невостребованным: на форуме, где публикуются подобные предложения, отображается, как давно человек зарегистрирован на сайте, сколько сообщений опубликовал и даже какая у него репутация. В моём случае личные показатели подделать было невозможно, так что они играли против и вызывали подозрение.
Как всё просто
Чтобы зарегистрироваться, например, на одном из форумов, не надо прикладывать практически никаких усилий: для регистрации нужно сочинить никнейм и пароль. Всё!
Теперь можно общаться с единомышленниками, искать выгодные предложения, писать кому угодно с любыми просьбами (в пределах наркотемы, во всяком случае) и договариваться о сделках.
На практически любом сайте из ассортимента доступных на тор-браузере вас уведомят о правилах поведения: здесь кругом инструкции о том, что продукция не предназначена для употребления человеком, сделки доступны исключительно совершеннолетним, а за мат вам могут влепить бан.
Тем не менее все подобные сайты ориентированы именно на подростков и школьников. И я, прикинувшись несовершеннолетней девушкой, в лоб поинтересовалась, можно ли купить наркотик. На что продавец по ту сторону экрана предложил ознакомиться с расценками и выбрать оптимальный для себя вариант.
Чтобы усложнить задачу и ответить на вопрос о доступности, мой липовый покупатель попросил сделать закладку в одном из далёких подмосковных посёлков.
— Без проблем, — ответил торговец. — В таких случаях вы покупаете минимум десять граммов, и мы привезём закладку в любое село.
Простой поиск
А можно вообще не заморачиваться и спросить, где “купить легалку”, у всезнающих Яндекса с Гуглом. Продажа искомого в таких случаях будет замаскирована — впрочем, совсем не тщательно. Предложения можно найти, например, на плодоовощной доске объявлений между фундуком и кокосом. Легко обнаружить их и на сайтах по недвижимости, и среди продаж косметики. Сайты, конечно, второсортные, но поисковики их находят без труда, и никто ничего не блокирует.
А можно и ещё проще. На одном из таких сайтов по продаже наркотиков чат с менеджером. Кликаем туда, изображаем опасающегося гнева мамы с папой ребёнка — вуаля — номер заказа и счёт к оплате получены. Ужасно вежливый менеджер, кажется, ещё и скидку сделал. За юный возраст, должно быть. В общем, иди, оплачивай и забирай свой клад в какой угодно деревне.
Об оперативности сообщают отзывы покупателей.
Где прячутся капканы?
Руководитель отдела профилактики в области наркомании и алкоголизма Брянского регионального филиала Центра здоровой молодежи Сергей Кузьмичёв рассказал, что сейчас дилеры очень активно используют социальные сети.
— Тут, в частности, есть такой метод: торговцы заводят себе фейковые страницы и стучатся к вашему ребёнку в друзья. Ребёнок просматривает этот фейковый профиль, и у него на стене вместе с вполне невинными постами видит и комментарии вроде такого: “Привет, вчера взяли чай, было круто! А есть ещё?” Вместо “чая” может быть и “ромашка”, и “варенье”, и “цветы”. Ребёнок видит, что есть какой-то пользующийся спросом непонятный чай, и ему становится интересно!
По словам борца с детской наркоманией, фейковые страницы невозможно отличить от страниц реальных людей, здесь всё действует по принципу нативной рекламы.
В целом, отмечает Кузьмичёв, теперь встречи с дилерами никому не нужны, и когда-то воспетая в молодёжной культуре романтика наркомании — пройденный этап. Теперь настала эра “счастья” с доставкой на дом — эпоха дилеров уходит в прошлое. У каждого подростка в руках есть гаджет, в котором он без труда по указанному на стенах домов и заборах адресу сайта может найти то, что его интересует (расширение сознания, мультики, расслабон, движуху, секс), заплатить из сэкономленных на завтраках средств в любой платёжной системе и забрать там, где укажут.
Истории пациентов наркологического центра “12st”:
История первая. Катя
Девочка из благополучной обеспеченной семьи: папа — бизнесмен, мама — домохозяйка, занимающаяся домом и воспитанием дочери. Катя посещала всевозможные кружки, занималась английским и была отличницей — про таких говорят: “Наше будущее”. Как выяснится позже, Катя стала спайсовой наркоманкой. Она употребляла год. Сейчас девушка проходит курс реабилитации. По словам работающих с ней психологов, от других пациентов Катя отличается тем, что никогда не смотрит в глаза, а на все вопросы о произошедшем отвечает: “Голоса”.
— Когда мы встретились, Денис мне сказал, что сейчас покажет, как отдыхают нормальные ребята, а не те заучки, с которыми я общалась, — рассказывает Катя. — На фоне бесконечных учебников, тетрадок, английского языка и остальной учёбы для меня это было как глоток чистого воздуха! Мне так хотелось быть похожей на тех красивых девчонок, которые умеют вести себя раскрепощённо и беззаботно! Но родители говорили, что я должна быть скромной, воспитанной и посвящать основное время учёбе. Я ненавидела их! Правда, признаться в этом не хватало духу. В общем, когда Денис предложил затянуться спайсом, я подумала, что у меня больше не будет шанса прикоснуться к весёлой лёгкой жизни. И действительно, всё сразу отошло на второй план. Мне показалось, что мы с Денисом остались вдвоём во всём свете. В итоге я стала забивать на уроки ради встреч с ним и, конечно, спайса. Кончилось тем, что я уже не знала, что мне интереснее! Несколько месяцев прошли в поисках закладок и расшифровке тайных знаков. А знаки эти везде — посмотрите вокруг: видите надписи на асфальте, на стенах домов, на гаражах. Например, 24/7 и адрес какого-то сайта. Или надпись Spice и номер телефона. Или слово Mix и контакт в соцсети Telegram (пишется с использованием значка @) — это всё оно. А чтобы было проще найти клад, закладчик запросто и стрелку нарисует — и это тоже знак.
Через некоторое время наш общий с Денисом знакомый предложил заняться распространением — пообещал, что так мне не придётся тратиться самой. Роли в игре поменялись — теперь уже я прятала наркотики и отвечала покупателям. Мне нравилась такая жизнь. Я чувствовала себя всесильной и могущественной. Была только одна проблема — у меня участились приступы паранойи. Мне казалось, что за мной следят. Однажды в такой момент я в ужасе высыпала очередную партию в унитаз. Я не знала, как мне расплатиться с дилером. Денис, на чью поддержку я очень рассчитывала, сказал, что помогать не будет, и отключил телефон. Возникающие в голове голоса подсказывали решения, среди которых был и суицид. Я съела горсть таблеток. Очнулась в реанимации, проведя восемь часов в коме. Мама, конечно, забила тревогу и устроила меня на реабилитацию.
История вторая. Дилер Иван
— Мой случай — яркий пример таргетированной рекламы. Сидел в социальных сетях, вступал во все подряд группы — в том числе закрытые. В один прекрасный момент мне пришла рассылка с предложением заработать денег. Мне было 16 — конечно, я купился! Тем более, я думал, что, раз я несовершеннолетний, мне ничего не будет. Было ощущение безнаказанности. Кроме того, среди других таких же, как я, “работников” в основном были ребята ещё моложе — 14—15 лет. Уже позже, когда я попался, мама сказала, что она вполне ожидала, что из меня ничего путного не выйдет. В общем-то, я был примерно такого же мнения о тех, кто покупал у меня наркотики: это не люди, пусть травятся. К тому же я думал, что если наркотики не колоть, а курить — это не смертельно. Сам-то я не употреблял сначала — только раскладывал закладки. У меня была мечта, я на неё зарабатывал, порой побольше мамы. А тут такая непыльная работёнка: за час в день прогулялся по району, разложил “клады”, запомнил точки и передал описания “начальству”. Оплата ежедневная.
Мы, кстати, никогда друг с другом не встречаемся — все “стыковки” происходят через закладки, терминалы оплаты и СМС-рассылки, приходящие на отдельный телефон. У нас действует огромная база данных: кто попался, где новый продукт, где раскладывать стало опасно. Обо всём нас информируют. Кроме того, эти сообщения не всем понятны — они же шифруются! Так что тут ещё и отдельная весёлая игра: “У нас в гостях мифик” — поди расшифруй, о чём речь. Кто-то ищет покемонов, а мы — закладки.
История третья. Наркоманка Женя
— Во многих случаях о полном выздоровлении наркомана речи не идёт, — рассказывает сотрудница реабилитационного центра Татьяна Воробей. — Это страшное признание, конечно, но часто под излечением мы имеем ввиду только ремиссию. Женю мы вели очень долго. Женя начала употреблять с 14 лет. Сама красотой и яркостью не отличалась. У неё была не очень благополучная семья: папа умер, мама уехала строить личную жизнь в другой район города. Женя, обладательница свободной квартиры, общалась с дворовыми ребятами, приглашала их в гости. В какой-то момент влюбилась в наркомана. Наркотики в доме не переводились, и Женя, конечно, не устояла. Денег не хватало, поэтому девочке пришлось подрабатывать проституцией. В течение двух лет они так и жили: она зарабатывала, и все деньги тратились на наркотики.
В какой-то момент мама забила тревогу и отправила Женю на дачу. Не помогло. По возвращении девушка вернулась к привычному образу жизни и своему возлюбленному, однако в этот раз мама среагировала быстрее и отправила дочь на реабилитацию. Но и в этот раз, к сожалению, круг замкнулся. Мы не могли её держать у себя постоянно: Женя любила своего молодого человека и после нас снова ушла к нему, где снова стала употреблять. Мы боролись за неё до последнего, но она всё равно покончила с собой — спрыгнула с крыши. Её любимый умер от передозировки опиатами чуть позже. Женина история — наша боль. Мы боремся за каждую жизнь, за каждого человека, но понимаем, что спасти получится не всех. Наркомания — смертельное заболевание.
Вместо послесловия
Две недели назад я, автор этого исследования и тоже родитель, не знала, что такое “закладка”. Я думала, наркотики — это про шприцы, взрослых дядек-наркоманов и их подруг-проституток слегка за 30. Шарахающиеся от дверей подъездов и входов в подвалы подростки меня не пугали и не напрягали. Я считала, что дети в 14—15 лет только пробуют свою первую в жизни стопку водки и, старательно растирая в пальцах листы подорожника, пытаются скрыть от родителей запах первой сигареты.
Оказывается, мир изменился. Добро пожаловать в реальность, где к 15 годам некоторые успевают “сторчаться”, ведь теперь детям открыто множество дополнительных путей доказать свою взрослость и поиграть в недетские игры. Мы не призываем отказываться от Интернета, социальных сетей и самостоятельных прогулок — без этого нынче тоже никак. Просто знайте, что опасность теперь выглядит по-другому, а приобрести наркотики не составит труда даже 9-летнему ребёнку.
Источник: “Life”