«Эффективные менеджеры» из АО «Вертолёты России» продолжают свою работу
В целях самоутверждения и поднятия собственной «значимости» в глазах общественности холдинг АО «Вертолёты России» решил завести себе собственного генерального конструктора. Как повествует сайт компании, 24 августа 2016 года Николай Павленко был назначен генеральным конструктором – заместителем генерального директора АО «Вертолёты России».
Стоит отметить, что Николай Павленко уже является «единожды генеральным». В 2014 году он был назначен генконструктором АО «МВЗ им. М.Л. Миля», то есть реального, а не виртуального (коим является АО «Вертолёты России») разработчика. Теперь, стало быть, он дважды генеральный. Учитывая, что в России пока ещё существуют два разработчика (КБ Миля и Камова), то получив кресло «дважды генерального», Николай Павленко будет начальником Сергея Михеева (генконструктора Камовской научной школы вертолётостроения) и самого себя – генконструктора Милевской школы.
Слабоумие и отвага
Зачем такие сложности? Как мне кажется, дело в том, что созданное ранее исключительно для откачки финансовых средств из предприятий отрасли АО «Вертолёты России» на определённом этапе поняло, что никто в мире (да и в России тоже) не воспринимает эту группу «эффективных вертолётчиков» серьёзно. Поскольку все отраслевые специалисты понимают, для чего на самом деле создана эта управляющая надстройка. Многолетние потуги представить АО «Вертолёты России» в информационном пространстве в качестве «одного из мировых лидеров вертолётостроительной отрасли, единственного разработчика и производителя вертолётов в России» результатов не принесли. Хотя, мне представляется, что здесь в полной мере была использована теория «Окно возможностей Овертона». Вдалбливая каждой публикацией в головы общественности, что АО «Вертолёты России» – «мировой лидер и единственный разработчик», руководители холдинга надеются, что это даст свои результаты. Но, видимо, процесс идёт не очень быстрыми темпами, и потому для того, чтобы поднять значимость этой акционерной пустышки, была введена должность генерального конструктора.
Примечательно, что в новой редакции своего устава, утверждённой протоколом № 25 на годовом собрании акционеров 01.07.2016 года, АО «Вертолёты России» фактически объявило себя «кусочком государства», записав в п. 3.2. фразу: «формирование и управление корпоративной структурой вертолётных предприятий с целью обеспечения интересов Российской Федерации…». Это даёт все основания полагать, что руководители холдинга страдают самой глубокой степенью умственной отсталости, поскольку, находясь в здравом уме, претендовать на государственные функции – это означает фактически расшатывать основы существующего государственного строя Российской Федерации. Здравомыслящий гражданин однозначно это делать не будет. А если эти люди к тому же управляют целой вертолётной отраслью, то очевидно, что надо готовиться к худшему, ибо слабоумие и отвага – не лучшие друзья в корпоративном управлении.
Сболтнул лишнего
Итак, после принятия новой редакции устава последовало введение должности генконструктора холдинга. Если посмотреть на это событие глубже, то оно на самом деле знаковое (с отрицательным эффектом) для российского вертолётостроения. Дело в том, что в России существует два направления, представленные конструкторскими школами Михаила Миля и Николая Камова. Введение должности «дважды генерального», по сути, делает второстепенными должности реальных генеральных конструкторов вышеуказанных научных школ. А это прямой путь к их уничтожению. Похоже, что над этим который год не покладая рук работает руководство АО «Вертолёты России».
Примером может служить недавнее интервью заместителя генерального директора холдинга Игоря Чечикова, который заявил: «…в настоящее время ПАО ААК «ПРОГРЕСС» (входящее в холдинг «Вертолёты России»), которое и разрабатывало модификацию этого вертолёта, выполняет мероприятия по расширению возможностей этих машин». Разглагольствуя о возможностях вертолёта Ка-52 в общих фразах классического дилетанта, Чечиков на самом деле сболтнул лишнего. По-видимому, засветив тенденцию руководства вертолётного холдинга по уничтожению конструкторской школы Н. Камова. Ведь всем известно, что разработчиком вертолёта Ка-52 (сделанного на базе вертолёта Ка-50) является АО «Камов». И уж никак не ПАО ААК «Прогресс», которое является всего лишь серийным заводом, выпускающим эти вертолёты. Кстати, вертолёт этот был создан задолго до появления АО «Вертолёты России» и к его созданию нынешний административный механизм, называющий себя холдингом, никакого отношения не имеет. Конечно, можно списать это на традиционное невежество руководства АО «Вертолёты России», но с учётом введения должности «дважды генерального» к высказыванию Чечикова надо относиться серьёзно. Ведь, чтобы в мире и в России АО «Вертолёты России», согласно своему стремлению, получило признание в качестве единственного разработчика, надо уничтожить две уже существующие конструкторские школы. Не зря же АО «Вертолёты России» утверждают, что они являются единственным разработчиком вертолётов в России. А это утверждение тождественно тому, что других просто не существует.
На грани госизмены?
На Николая Павленко выбор пал не случайно. Своим возвышением он полностью обязан паразитическому холдингу, назначившему его на должность генконструктора Милевской школы. Давать оценку этому назначению мы не будем, Николай Павленко, несомненно, специалист в отрасли, но есть некоторый факт, который отдаёт «запашком». В 2006 году был оформлен патент № 56329 «Законцовка лопасти вертолёта». Изобретение это коллективное, возглавляет список «изобретателей» министр промышленности и торговли Денис Мантуров, а среди изобретателей числится и Николай Павленко. Понятно, что никакой «законцовки» Мантуров, будучи по образованию социологом, скорее всего не изобретал, а вот Павленко мог – это как раз его специализация. Потому наличие в «изобретателях» Мантурова наталкивает на мысль, что Павленко полностью лоялен к той команде «эффективных вертолётчиков», которая с подачи министра Дениса Мантурова орудует в отрасли. Следовательно, он будет делать всё, что бы ему ни приказали его хозяева, и никакого здравого смысла от него ждать не стоит.
При этом возможным кандидатом на должность «дважды генерального» мог бы стать генконструктор Камовской школы Герой России Сергей Михеев, авторитет которого в научной среде бесспорен. Несговорчивый Михеев давно стал головной болью для «эффективных вертолётчиков». Но они вынуждены мириться с его заслугами. Так что введение должности «дважды генерального» – это ещё и борьба с Камовской школой в лице Сергея Михеева. Именно поэтому Чечиков и заявил, что ныне именно серийный завод, а не АО «Камов» разрабатывает вертолёт Ка-52. Он и правда не оговорился – после ознакомления с подробностями этой истории складывается впечатление, что в рамках программы уничтожения старых советских конструкторских школ вся доработка уже существующих вертолётов передаётся на серийные заводы. Понятно, что в этом случае никаких новых моделей ждать не стоит, так как заводы могут только проводить незначительные улучшения ранее запущенных в серию моделей. Методы, похоже, граничат с госизменой. И введение должности генерального конструктора в административной надстройке АО «Вертолёты России» – завершающее звено этой странной деятельности.
Конкретно
Ранее, заявляя о поднятии статуса генконструкторов, Дмитрий Рогозин мотивировал это борьбой с «эффективными менеджерами», которые захватили власть в промышленности. Президент страны с этим согласился и издал указ № 18 от 19.01.2015 года, утверждающий процедуру назначения генеральных конструкторов Военно-промышленной комиссией РФ. Судя по статусу генконструктора АО «Вертолёты России», его должна утверждать именно эта комиссия. Следовательно, ответственность за все проделки «эффективных вертолётчиков» отныне несёт государство. Интересно, понимали ли члены Военно-промышленной комиссии, утверждая должность генконструктора АО «Вертолёты России», что должность эта вводится в административной надстройке, которая к процессу конструирования вертолётов не имеет совершенно никакого отношения. Более того, утверждая эту должность, члены Военно-промышленной комиссии стали фактическими соучастниками разгрома всемирно известных российских конструкторских школ.И результаты уже имеются. Как сообщило RNS со ссылкой на издание IHS Jane’s International Defense Review, китайская авиастроительная корпорация AVIC представила новый разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки AV500W. Литера W в названии новой модели обозначает военную версию. То есть можно смело утверждать, что проводимое при непосредственной поддержке и организации руководства АО «Вертолёты России» обучение китайских конкурентов даёт свои результаты. В то же время, если верить информации портала vpk.name, как утверждает российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, в России некоторое время назад в рамках темы «Роллер» также планировалось создание комплекса с беспилотником близкой размерности. Но данная разработка, которую вёл холдинг «Вертолёты России», окончилась неудачей. Таким образом налицо следующая ситуация, характеризующая деятельность холдинга: китайцы, доселе не обладающие столь широкими компетенциями в вертолётостроении, смогли создать функциональный беспилотник, а холдинг «Вертолёты России», имеющий в своём составе два полноценных КБ с огромным многолетним опытом и историей, не смог реализовать подобный проект. Этот случай в ряду других «промышленных побед» холдинга, известных в узкоспециализированных профессиональных кругах, в точности характеризует достижения «эффективных вертолётчиков». Китайцы выпускают новые модели, в то время как деятели АО «Вертолёты России», «обрабатывая» национальные конструкторские школы, переводят российскую промышленность исключительно на сборку «иномарок».
Сергей Кокорин
Источник: “Версия”