Вырастут ли цены на электронику?
Группа “Сафмар”, принадлежащая Михаилу Гуцериеву, приобретает крупнейшую сеть по продаже бытовой техники “М.Видео”. Ранее бизнесмен уже купил других крупных игроков — “Эльдорадо” и “Техносилу”. По сути, теперь неподвластной Гуцериеву остаётся лишь немецкая сеть “Медиа маркт”. Каким станет российский рынок электроники в эпоху новой ретейл-империи и вырастут ли розничные цены — разбирался Лайф.
Бизнесмен Михаил Гуцериев покупает крупнейшего в РФ ретейлера бытовой техники и электроники “М.Видео”. Его группа “Сафмар” достигла договорённости о приобретении пакета акций основных акционеров сети, сказал источник информагентства ТАСС. Ранее группа “Сафмар” приобрела других крупных игроков рынка — “Техносилу” и “Эльдорадо”.
Основная стратегия группы будет опираться на улучшение закупочных условий у поставщиков бытовой техники, полагают эксперты, опрошенные Лайфом.
— Чем больше доля рынка, тем меньше закупочная стоимость товаров. Помимо этого, есть преимущества с точки зрения экономии от масштабов деятельности. Возникает возможность сэкономить на административных, маркетинговых, логистических расходах. Общее повышение эффективности оценивается в несколько процентных пунктов по EBITDA, если три актива будут объединяться , — предположил в беседе с Лайфом эксперт инвестиционной компании ФИНАМ Тимур Нигматуллин.
Эксперт компании БКС Марат Ибрагимов также считает, что единая компания попробует улучшить для себя закупочные цены, будет требовать больших скидок от поставщиков бытовой техники. При этом эксперты разошлись во мнениях насчёт возможного влияния сделки на розничные цены на бытовую технику.
— С одной стороны, “М.Видео” пролоббировала снижение порога беспошлинного ввоза электроники из-за рубежа. Купить технику не в России будет сложнее и в ряде случаев невозможно. С другой стороны, на фоне увеличения рынка будет консолидация нормы прибыли компании. За счёт улучшения закупочных условий будут улучшены и условия реализации. Произойдёт банальный рост цен за счёт увеличения маржи продавца. Для потребителя это не очень хорошая новость, но зато хорошая новость для акционеров, — отметил Тимур Нигматуллин.
Марат Ибрагимов считает маловероятным, что сделка способна повлиять на розничные цены на бытовую технику:
— Да, объединённая компания будет крупнейшим игроком на рынке. Но и конкуренция на нём очень сильная. Если взять в качестве примера торговые сети, то самая крупная сеть не снижает ведь цены, — пояснил Марат Ибрагимов.
Эксперты также уверены в том, что сделку очень тщательно проверит Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на предмет соблюдения законодательства.
— Несколько лет назад “М.Видео” хотела приобрести “Эльдрадо”, но тогда ФАС это не очень понравилось. Если бы сделка состоялась, то часть магазинов пришлось бы закрыть. Потому что доля объединённой компании на рынке была бы очень велика. Поскольку в данном случае речь о более крупном объединении, не исключено, что часть магазинов им придётся продать либо закрыть. Объединённая компания будет лидером рынка по объёмам. А ближайший конкурент будет отставать от неё, — пояснил Тимур Нигматуллин.
— С учётом того, что у объединённой компании доля рынка в некоторых регионах РФ превысит 50%, то на сделку может наложить ограничения ФАС. Антимонопольное ведомство может потребовать продажи или закрытия ряда магазинов единой компании, — сказал Марат Ибрагимов.
В ФАС Лайфу сообщили, что на данный момент к ним не поступало ходатайства по данной сделке.
Михаил Гуцериев готов приобрести все 100% акций ретейлера, отметил собеседник ТАСС, сообщивший о сделке, и тогда стоимость сделки значительно превысит $1 млрд. Это означает, что “М.Видео”, акции которой сейчас торгуются на бирже, может провести делистинг.
— Уверен, что, скорее всего, объединённая компания будет выведена на биржу вновь спустя какое-то время, чтобы монетизировать произведённые инвестиции, — сказал Тимур Нигматуллин.
По его словам, даже если объединение потребует больших усилий с точки зрения консолидации, то в долгосрочной перспективе группа, которая их консолидирует, выиграет за счёт повышения рентабельности. Марат Ибрагимов также отметил, что, скорее всего, если “М.Видео” уйдёт с биржи, то со временем единая компания всё равно станет публичной (выйдет на биржу).
Ранее в декабре группа инвесторов, связанная с финансовой группой “Сафмар” семьи Гуцериевых-Шишханова, закрыла сделку по приобретению сети электроники и товаров для дома “Эльдорадо” у чешских структур PPF Group N.V. и EMMA Capital.
Осенью СМИ сообщали, что другой продавец электроники — “Техносила” — перешёл под контроль структур, близких Шишханову и Гуцериевым, при этом форма владения не уточнялась. Однако пока “Техносила” юридически не входит в финансовую группу “Сафмар”, сообщил 13 декабря ТАСС источник, близкий к группе.
“М.Видео” работает с 1993 года и является крупнейшим по выручке участником российского розничного рынка бытовой техники и электроники (в 2015 году, согласно “Спарк-интерфакс”, она составила 115 млрд руб.). В ноябре 2007 года “М.Видео” вышла на IPO. В настоящее время основатель компании и генеральный директор Александр Тынкован вместе со своим братом Михаилом и директором по развитию сети Павлом Бреевым через кипрскую Svece Ltd контролирует 57,68% “М.Видео”, остальные акции находятся в свободном обращении. Акции компании торгуются на Московской бирже. По состоянию на 30 июня 2016 года сеть “М.Видео” включает 382 магазина в 162 городах РФ.
В 2015 году у “Эльдорадо” прибыль составила 1,5 млрд рублей, у “М.Видео” — 3,6 млрд рублей.
“Эльдорадо” — одна из крупнейших в России сетей розничных магазинов электроники и бытовой техники, основанная в 1994 году. Чешская группа PPF вошла в капитал ретейлера в 2009 году. “Эльдорадо” управляет 412 гипермаркетами. У “Техносилы” их — 85.
Акции “М.Видео” на фоне сообщений о сделке дорожают на Московской бирже более чем на 9%, превысив отметку 400 руб за ценную бумагу.
Источник: “Life”