Как Игорь Сечин в очередной раз шокировал политическую элиту, обрушив акции АФК «Система» на четверть одним лишь иском
«Правила игры рушатся на глазах», — так оценивают эксперты колоссальный иск «Роснефти» к АФК «Система» в размере более 106 млрд. рублей. Хотя Владимир Евтушенков всячески демонстрировал Кремлю свою лояльность, это не спасло его от «подковерной грызни бульдогов». Впрочем, эксперты «БИЗНЕС Online» высказывают и противоположную точку зрения, напоминая, что только в виде дивидендов из «Башнефти» было выкачено 190 млрд. и кто знает, как ее дербанили еще.
«Наблюдатели были уверены, что иски к предыдущим собственникам «Башнефти» обязательно последуют»
Всесильный Игорь Сечин в очередной раз удивил и бизнес-сообщество, и политические элиты. Возглавляемая им компания «Роснефть» и подконтрольная ей «Башнефть» обратились в Арбитражный суд Москвы с иском к бывшему владельцу контрольного пакета акций «Башнефти» — АФК «Система», а также к АО «Система-инвест». Впрочем, удивление вызывает не сам факт обращения в суд, что предсказывали многие эксперты, а сумма претензий. Истцы намерены взыскать с ответчиков аж 106,6 млрд. рублей, что составляет чуть менее трети той суммы, за которую «Роснефть» в конце прошлого года приобрела всю башкирскую компанию. Суть же иска, по словам пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, заключается в том, что в результате некоторых реорганизаций бывшие владельцы вывели из «Башнефти» ряд активов на вышеуказанную сумму и привели к обесцениванию всей башкирской компании.
Экономист Владислав Жуковский считает, что претензии к АФК «Система» могут быть обоснованы, поскольку теоретически схемы по выводу наиболее дорогостоящих активов отработаны и с их помощью действительно можно превратить компанию в пустышку с неликвидными активами без особых хлопот. Но в данном случае надо разбираться и смотреть. В самой АФК «Система» ситуацию пока не комментируют. Между тем акции этого холдинга на открытии торгов Московской биржи накануне обрушились более чем на 25%.
«Слухи о том, что управление „Башнефтью“ осуществляется, мягко говоря, неэффективно, ходили по рынку давно. С первого же дня появления в этой истории „Роснефти“ большинство наблюдателей были уверены, что иски к предыдущим собственникам обязательно последуют. Так что ничего неожиданного сейчас не происходит», — говорит политолог Аббас Галлямов. В самом деле, Леонтьев после приобретения «Роснефтью» «Башнефти» предупреждал, что к операционной деятельности компании есть «масса вопросов» и она будет подвергнута аудиту. Однако, объективно говоря, за последние годы «Башнефть» превратилась в один из самых лакомых активов российской нефтянки.
Сегодня «Башнефть» входит в десятку ведущих российских нефтяных компаний по объему добычи и в пятерку лидеров по объемам нефтепереработки. В последние годы она демонстрирует впечатляющие темпы роста. Только за минувшие 5 лет более чем на 40% увеличила добычу нефти и приблизилась к отметке в 20 млн. тонн в год. Растет и выручка. Так, если в 2013 году она составляла 563 млрд. рублей, то по итогам 2015-го — уже более 800 млрд. рублей. Так что внешних признаков того, что АФК «Система» Владимира Евтушенкова разграбила компанию, нет, скорее, наоборот.
В составе АФК «Башнефть» в той или иной степени находилась 10 лет начиная с 2005 года. Тогда «Система» за $600 млн. приобрела блокирующие пакеты акций 6 предприятий башкирского ТЭКа: «Башнефти», «Уфанефтехима», «Уфаоргсинтеза», Уфимского НПЗ, «Новойла» и «Башкирнефтепродукта». Через четыре года, в 2009 году, сын бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова Урал Рахимов передал контрольные пакеты этих предприятий четырем благотворительным фондам, которые, по одной из версий, были ему подконтрольны. В том же году АФК купила контрольные пакеты этих предприятий за $2 млрд. и создала на базе «Башнефти» единую компанию. Контрольный пакет нефтяной компании принадлежал «Системе» напрямую, блокирующий — через компанию «Система-инвест».
«Евтушенков не высказывал никаких политических амбиций, ездил с Путиным в Крым»
Однако в 2014 году начались проблемы. В апреле СК РФ возбудил в отношении Рахимова-младшего уголовное дело по обвинению в том, что он использовал служебное положение своего отца и организовал хищение контрольных пакетов акций ряда компаний, в том числе «Башнефти», общей стоимостью более 130 млрд. рублей. Затем он якобы продал бумаги АФК «Система» и другим юридическим лицам по заниженной стоимости. Следствие считало, что «Система» приобрела пакет акций башкирского ТЭК дешевле договорной цены на $500 миллионов.
В сентябре 2014 года СК предъявил обвинение, в том числе и Евтушенкову по статье «Организация легализации имущества, приобретенного преступным путем», после чего он был отправлен под домашний арест. Позже все обвинения с Евтушенкова были сняты. Но только после того, как в октябре 2014 года «Башнефть» была национализирована. Генпрокуратура подала иск об отчуждении башкирской компании в собственность государства, так как действия по приватизации «совершены лицами, которые не имели права отчуждать их самостоятельно». Арбитражный суд Москвы наложил арест на акции «Башнефти», принадлежащие АФК, и удовлетворил иск о списании в госсобственность со счета структур «Системы» 81,7% обыкновенных и 20,8% привилегированных акций «Башнефти». То есть арбитраж фактически признал незаконными действия правительства Башкирии, разрешившего приватизировать акции предприятий башкирского ТЭКа и все последующие сделки с ними. Таким образом, пакет «Системы» перешел в собственность Росимущества, а блокирующий пакет правительство передало Башкирии. Ни копейки денег Евтушенкову не вернули, зато в декабре 2014 года он был отпущен из-под домашнего ареста, а о снятии с него обвинений объявил лично Владимир Путин.
Кстати, дивиденды, полученные «Системой» за время владения «Башнефтью», следственные органы оценивали в 190 млрд. рублей и даже пытались предъявить холдингу Евтушенкова претензии на эту сумму. Однако в итоге не стали этого делать — в том числе с учетом «сложной экономической ситуации в стране, а также для предотвращения возможных негативных последствий для рынка». «Евтушенков не имел никаких политических амбиций, когда у него отобрали компанию. И он промолчал, — напоминает директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Более того, он всячески высказывал лояльность к власти. Ездил с Путиным в Крым, говорил, что готов инвестировать в полуостров, хотя это прямой путь в санкционные списки. Ходил на встречи президента с бизнесом после того, как вышел из-под домашнего ареста. Не собирался воевать — и тут бах: заплати нам еще 106 миллиардов. То есть вернуть надо треть от стоимости компании».
Напомним, в октябре 2016 года компания Сечина приобрела 50,1% акций «Башнефти» за 329,7 млрд. рублей. После оферты миноритариям покупатель стал контролировать 57,7% уставного капитала «Башнефти». Тогда Леонтьев и заявил, что у руководства «Роснефти» есть сомнения о достоверности данных по темпам роста «Башнефти» и указывал на особенные взаимоотношения компании с «Лукойлом». По его словам, «Башнефть» сначала продавала «Лукойлу» свою нефть, а затем покупала у него сырье и перерабатывала на своих заводах. Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич также говорил, что к бывшему руководству «Башнефти» есть «большие вопросы», и обещал дать «правовую оценку» его работы. Разногласия между компаниями проявились и после того, как в конце декабря прошлого года «Роснефть» купила у АФК «Система» 100% нефтесервисной компании «Таргин», которая была образована в результате объединения активов, купленных у «Башнефти» в 2013 году. Сумма сделки составила 4,1 млрд. рублей. Позже Сечин заявлял, что «есть подрядчики, которые были выведены из состава „Башнефти“ при оценке этих активов в 8 миллиардов рублей, они были выведены почему-то за 4 миллиарда рублей». Сечин также особо подчеркивал, что в совете директоров были представители Башкирии, а подрядчик в дальнейшем получил выручку 53 млрд. рублей и действующий контракт на 28 млрд. рублей. В свою очередь представитель АФК «Система» ответил на это, что оценкой занимался независимый оценщик.
С «Башнефтью» же связан и самый громкий коррупционный скандал последнего времени — арест экс-главы минэкономразвития Алексея Улюкаева. Его обвиняют в получении взятки в $2 млн. за одобрение сделки по продаже «Башнефти» «Роснефти», против которой он изначально выступал. Кстати, после ареста Улюкаева высказывались опасения, что результаты приватизации «Башнефти» могут быть вновь пересмотрены.
«Роснефть» показала, что это компания агрессивная и иногда шокирует политическую элиту»
О том, что означает нынешняя ситуация для «Башнефти», каковы перспективы судебного иска и насколько самостоятелен Сечин, «БИЗНЕС Оnline» попросил рассказать наших экспертов:
Константин Симонов — директор фонда национальной энергетической безопасности:
— Думаю, что в данном случае Игорь Сечин абсолютно самостоятелен и выражает интересы исключительно «Роснефти», в чем заключается главная проблема. Преследуя интересы компании, которую он возглавляет, Сечин совершенно не обращает внимания на то, что происходит вокруг. Он не понимает, что зачастую создает серьезные проблемы для функционирования и энергетической отрасли в целом и для политической системы тоже. Можно привести массу примеров. Возьмите историю с налогами, когда Сечин говорит, что ему нужен особый налоговый режим. И что будет со всеми остальными, как будет выглядеть налоговая система страны, ему все равно. Сейчас он демонстрирует такой же подход: «Я хочу получить 106 миллиардов, а как это будет воспринято, меня не интересует». Конечно, эта история им инициирована. «Роснефть» уже показала, что эта компания агрессивная и старается своих целей добиваться любыми способами, иногда даже шокируя серьезным образом политическую элиту. Показательный пример — арест Улюкаева, когда все открыли рты, включая премьер-министра. Я думаю, что во многом в этом и была задача показать, что при достижении своих целей они готовы пойти даже на то, что казалось невозможным в рамках принятых правил игры. Ну не принято было в России арестовывать действующих федеральных министров.
Для АФК «Система» это несет определенные риски, поскольку эта история — тоже нарушение определенных правил игры. А если учесть историю, как «Башнефть» переходила «Роснефти», тоже масса вопросов возникает. «Роснефть», например, заявила, что она негосударственная компания, что принадлежит «Роснефтегазу». Все понимают, что это смешно. Но тем не менее никто никаких вопросов не задал. А те, кто задал, либо оказались под следствием (Улюкаев), либо про него известный оппозиционер показал веселое кино, как он возит на частном самолете собачек и скупает квартиры (Шувалов). Он в конце концов тоже согласился, что «Роснефть» — негосударственная компания, поменял свою точку зрения. «Роснефть» неоднократно доказывала, что способна достигать своих целей любыми способами, и шокировала и бизнес, и политический класс. Уже дошло до того, что глава «Транснефти» Токарев пишет письмо главе ФАС, что они работают в интересах «Роснефти», и спрашивает, сколько это можно терпеть, где предел. Такого рода вещи — перегруз политической системы, правила игры рушатся на глазах. Все равны, но некоторые равнее. Что будет дальше? Как будет функционировать отрасль, когда у нас есть компания, которая с утра просыпается и заявляет, что хочет еще что-то, потому что она особо уникальная. И я не исключаю, что «Роснефть» сможет получить эту сумму в 106 миллиардов. Но откуда взялась эта сумма, сказать сложно.
Шамиль Валеев — директор сайта «Медиакорсеть»
— Думаю, что Сечин в данном случае работает в интересах российского государства. От дальнейших действий «Роснефти» по возвращении государству башкирских топливно-энергетических активов есть тотальное ощущение справедливости. В 2009 году АФК «Система» получила целую отрасль вокруг башкирского ТЭКа. А это большое хозяйство, в котором задействовано более 70 тысяч человек. Нельзя говорить о «Башнефти», имея в виду только заводы, которые являются сердцевиной башкирского ТЭКа. Более 190 миллиардов рублей, которые за эти годы получила АФК «Система», были обращены в пользу акционера. Я надеюсь, что руководство «Роснефти» эту деятельность будет проводить последовательно и доведет до конца. Я не могу оценивать юридические перспективы, но на стороне АФК «Система» всегда работали сильные корпоративные юристы. Евтушенковым была собрана сборная по корпоративному управлению.
Михаил Бреслер — редактор Rufa.ru
— Я бы не стал политизировать эту историю. Часто компания, приобретя актив и проведя ревизию, не соглашается с суммой, которую выставил продавец. Кроме того, в арбитражной практике сумму обычно завышают. Однако то, что сумма сопоставима с третьей частью стоимости всей компании, странно. Нужно понимать, откуда взялась эта сумма ущерба. Но я бы порекомендовал дождаться развития событий. «Роснефть» в свое время подавала иск к РБК на большую сумму, но потом сумма сократилась до минимальной, Не может быть, чтобы покупатель переплатил на такую сумму, тем более что оценивали ее стоимость специалистами высокого класса.
Владислав Жуковский — экономист :
— Это обострение «подковерной грызни бульдогов». Активов более-менее рентабельных, доходных и ликвидных на всех не хватает. Под шумок разговоров о патриотизме, вставании с колен, глобальных угрозах идет все более жесткое и циничное перераспределение капиталов. В стране есть 5 – 6 финансово-промышленных групп и олигархических кланов, которые сформировались вокруг верховной власти России и между ними идет борьба. То, что мы видели по делу Евтушенкова и по вопросам приватизации госактивов, — это следствие возврата России в эпоху лихих 90-х годов прошлого века, когда мы имели пресловутую семибанкирщину и межолигархические войны. Сегодня они немного сдерживаются первым лицом государства, который является верховным арбитром, но и его влияние на межклановые разборки заметно снижается. То, что идет обострение борьбы за наиболее лакомые активы, не удивительно. Того, что можно еще «попилить» — немного. Это нефть, газ, цветные промышленные и драгоценные металлы и камни, отчасти лесопереработка, производство удобрений. В этих отраслях в ближайшие три-пять лет будет идти ожесточенная борьба за распил «пирога». А приватизация будет проводиться в интересах правильных людей с правильными фамилиями и наиболее приближенными к верховной власти и кремлевским башням.
Мы входим в одну из последних стадий дикого офшорно-олигархического криминального капитализма. Экстенсивные хищнические войны обострятся. Евтушенков не зря присел пару лет назад и решил поделиться «Башнефтью» с людьми с правильной «крышей». Ему не хотелось быть вторым Евгением Чичваркиным или мучеником «Матросской тишины». Да, можно верить, что в России есть защита прав собственности, независимый суд, есть не только понятия, но и закон, и можно доказать, что ты не верблюд. На самом деле это не так. Если ты переходишь дорогу людям, которые решили создать в России крупнейшую государственную нефтегазовую монополию, если ты решил играть с ними по правилам рынка, то это все равно что играть с жуликами-наперсточниками в подворотне. Тем более что в России процесс повторения чиновничьего-олигархического, офшорно-сырьевого капитализма идет полным ходом. Мы это видим и по рекордному бегству капитала из страны в размере 660 миллиардов долларов за последние 9 лет, по утечке умов за рубеж. Заявки на грин-карты выросли более чем в четыре раза за последние три года. Мы видим рекордный выход предпринимателей из регионов, которые стараются вывести свои деньги в Москву или в Европу. Суммарные инвестиции в экономику упали на 13 процентов, потребление в стране упало на 20 процентов. По отчетам Росстата, корпоративные прибыли растут третий год подряд. В 2015-м они выросли на 42 процента, в 2016-м — еще на 20 процентов, и в этом году по первым месяцам рост составил по 1,5 – 2 процента. Формально экспортноориентированные корпорации выиграли, но эти деньги не идут ни на экономику, ни на модернизацию, ни на зарплату. Они лежат мертвым грузом как золотые кандалы.
Ольга Вандышева
Источник: “Бизнес Оnline”