Десять лет назад миллиардер Михаил Гуцериев был в бегах, пытаясь избежать участи своего коллеги – нефтяного магната Михаила Ходорковского, который пренебрежительно относился к власти Владимира Путина и был приговорен к 10-летнему тюремному заключению
Когда налоговые органы начали проводить обыски в его офисах, находящийся под подпиской о невыезде Гуцериев продал свою нефтяную компанию «РуссНефть» близкому к Кремлю олигарху за сумму около 3 млрд. долл., объявил о том, что уходит из бизнеса и в июле 2007 года пересек белорусскую границу до того, как был выдан ордер на его арест.
Когда он покинул страну, все, начиная от специалистов по стратегическому планированию банковской деятельности и заканчивая телевизионными комментаторами, не мешкая провозгласили его коммерческую смерть.
Но они не приняли в расчет его проницательность, природное обаяние и обширные связи, которые сделали своенравного олигарха блестящим переговорщиком во время чеченских военных кампаний 90-х и начала 2000-х. Тогда он помог освободить более 200 заложников из рук жаждущих выкупа исламистских повстанцев.
С момента его возвращения в 2010 г., после того, как все обвинения в его адрес были внезапно сняты, миллиардер не устает покупать. Он выкупил «РуссНефть» у Олега Дерипаски, собрал по частям вторую нефтяную компанию, подался в угольный, калийный и радио-бизнес, приобрел такие отели, как «Националь» в непосредственной близости от Красной площади – и все это на заемный капитал, в основном от государственных заимодателей, таких как Сбербанк и ВТБ Банк.
Доподлинно неизвестно, как именно он сумел вернуть расположение Кремля. Теперь, когда его состояние достигло 4,7 млрд. долл. по оценке Индекса миллиардеров Блумберг, серийный предприниматель, каким он себя считает, приступает к тому, что он называет своим самым амбициозным проектом – к построению российской версии Amazon.com Джеффа Безоса.
«Мы создаем онлайн-площадку для продажи любых товаров, за исключением еды и одежды», – сообщил Гуцериев в интервью, данном в Москве после получения согласия антимонопольных органов на покупку компании «М.Видео», лидирующего российского продавца электронных товаров и бытовой техники.
«Талант предпринимателя»
$726–миллионная сделка по покупке 58% компании «М.Видео», закрытая на прошлой неделе, дает Гуцериеву контроль над четвертью рынка, который вдвое сократился в долларовом выражении за последние три года, составив в 2016 году $25 млрд., по оценкам исследовательской компании GfK.
По словам Гуцериева, он случайно попал на рынок ритейла в 2015 г., когда «Техносила» – менее крупный конкурент «М.Видео» – во время наихудшей из самых продолжительных за последние двадцать лет рецессий не смогла выплатить свой долг Бинбанку, принадлежащему семье Гуцериева.
Это невыполнение долговых обязательств натолкнуло его на мысль о возможности использования расползающихся сетей снабжения основных ритейлеров при создании электронной торговой площадки, где покупатели могли бы забирать заказы в существующих торговых точках, у которых уже есть вместительные пространства для хранения. И это позволит обойти систему почтовых доставок, которая в России уступает странам с высокоразвитой экономикой.
В декабре Гуцериев приобрел «Эльдорадо», другого конкурента «М. Видео», приблизительно за 26 млрд. рублей ($450млн.). Три эти сети обладают в совокупности более чем 900 торговых точек, распространенных в 11 временных поясах от Калининграда, российского эксклава в Европе, до Камчатки в восточной Азии. Даже откровенно сомневающиеся в проекте, вроде Дмитрия Костыгина, акционера онлайн-ритейлера «Юлмарт», сдерживают свой скепсис из уважения к тому, что они называют сверхъестественными способностями миллиардера преуспевать в разрешении нетрадиционных ситуаций.
«У господина Гуцериева явно есть предпринимательский талант, когда он загорается какой-то идеей и затем воплощает ее в жизнь», – говорит Костыгин. «Однако, он все же объединяет ритейлеров с разными управленческими командами, которые раньше жестко конкурировали между собой, поэтому им будет трудно интегрироваться».
Сталинская политика
По словам Гуцериева, после того, как он покинул страну, он ехал через границу с Белоруссией, возглавляемой Лукашенко, у которого с ним были дружеские отношения.
Он говорит, что был полон решимости очистить свое имя, как и его отец, служившего прокурором при Иосифе Сталине и реабилитированного после семилетнего тюремного заключения. Смерть его старшего сына в результате автомобильной аварии в Москве укрепила его решимость. Поэтому он, как говорит, начал строить каналы обратной связи с Кремлем, задействовав других олигархов и бывших министров в воплощении сценария его возвращения и проводя время за написанием стихов и совершенствованием игры на скрипке.
Окно надежды открылось в 2008 году, когда Путин решил передать на один срок бразды правления в руки менее авторитарного лидера Дмитрия Медведева, и к 2010 году Гуцериев вернулся в Москву после того, как суд снял с него все обвинения. Его беды начались после того, как он попытался приобрести активы ЮКОСА, нефтяной компании, которую отобрали у Ходорковского и его партнеров, и продали, большей частью, «Роснефти». Последняя является лидером нефтяной отрасли и возглавляется давним сподвижником Путина Игорем Сечиным.
Пристрастие к деньгам
Гуцериев, которому в следующем году исполнится 60, говорит, что испытывает пристрастие к зарабатыванию денег с тех самых пор, когда впервые почувствовал вкус успеха, тайно продавая водку вместе с друзьями детства Колей и Славой в Грозном, столице Чечни.
Гуцериев говорит, что его «невероятное желание побеждать» укрепилось в нем после прочтения рассказа Джека Лондона «Мексиканец», который он перечитывал пять раз, и романа Теодора Драйзера «Финансист», герой которого, Фрэнк Каупервуд, получил 70-процентную прибыль за один день, продавая коробки с мылом. Но самым лучшим прототипом российского бизнесмена, по словам Гуцериева, является Степан Плюшкин, жалкий землевладелец из гоголевских «Мертвых душ», которые исследуют недостатки национального характера.
«Вы должны быть очень жадными, занимаясь бизнесом», – говорит Гуцериев. «С тринадцати лет каждое утро я просыпаюсь с мыслью о том, как заработать». Тогда он исполнил свою первую мечту – смог купить билеты на 50 мест в местном кинотеатре, чтобы он и его друг могли наслаждаться почти единоличным просмотром кинофильма «Миллион лет до нашей эры» с Ракел Уэлч в главной роли.
Чеченские связи
Во время Великой Отечественной войны родственников Гуцериева, уроженцев Северного Кавказа, депортировали в Казахстан. Они вернулись в Россию, когда его отец был реабилитирован. После окончания средней школы в г. Грозном он переехал в Казахстан, чтобы продолжить учебу в старинном городе Джамбуле (сейчас г. Тараз), в древние времена расположенном на Великом Шелковом пути. Получив диплом инженера, Гуцериев вернулся в г. Грозный, чтобы начать работу в объединении художественных промыслов, которое тогда включало в себя 32 фабрики.
Проработав 3 года, Гуцериев возглавил предприятие, а спустя еще три года он увеличил сумму годового объема продаж с 1 миллиона до 32 миллионов рублей, в основном за счет производства керамики, которую он экспортировал на Кубу, одновременно он открывая и делая прибыльными другие компании. «Он – человек-оркестр», – говорит про Михаила Гуцериева миллиардер Владимир Евтушенков, соратник Медведева и бывший акционер компании «РуссНефть», способствовавший прекращению вынужденного пребывания Гуцериева в Лондоне. «Он может делать несколько дел сразу». В конце 1980-х, когда рухнула экономика, а СССР неминуемо двигался к распаду, Гуцериев открыл один из первых частных банков в стране, в старом здании милиции в г. Грозном, в качестве хранилища использовалась камера. Он также наладил бизнес по производству шерсти, поставляя материал ткачу в Москву, тот, в свою очередь, расплачивался с ним уже готовой тканью, а Гуцериев отдавал ее портным в обмен на мужские костюмы, которые в дальнейшем продавал за наличные деньги. По его словам доходность от всего процесса составляла в те времена 500 процентов.
Распад СССР
По утверждению Гуцериева, в возрасте 30 лет он зарабатывал 1 миллион рублей в месяц, что делало его одним из самых богатых людей в регионе. К декабрю 1991 г., когда СССР распался, в Чечне появился новый лидер с сепаратистскими устремлениями, он освободил тысячи заключенных, что спровоцировало рост преступлений на фоне истощения федерального бюджета, полмиллиона человек потеряли работу. Гуцериев объясняет, что после вооруженного захвата его фабрики он решил продать свои предприятия и переехать в Москву.
Михаил Гуцериев рассказывает: «В Республике не было бизнесменов, которые могли себе позволить купить какой-либо из моих активов». «Я продавал каждый из своих банков, каждую из своих фабрик по цене от 10 000 до 20 000 долл. США».
Приехав в Москву с капиталом 1 млн долл. США, будущий миллиардер совместно открыл новый банк БИН, а также основал сеть магазинов по продаже золотых ювелирных изделий.
В 1994 г., после того, как правительство Бориса Ельцина создало в новой Республике Ингушетия, которая однажды была объединена с Чечней, зону экономического благоприятствования (ЗЭБ), БИН банк стал единоличным администратором. Через два года в ЗЭБ было зарегистрировано более 3000 российских компаний, в результате чего банк получил огромный доход. По мере того, как Гуцериев формировал связи, он примкнул к партии ЛДПР Владимира Жириновского, поддерживающего идеи националистов, и был избран в Городскую Думу в 1995 г. Михаил Гуцериев ушел из Парламента в начале 2000 г., во время прихода к власти Владимира Путина, с целью возглавить российско-белорусскую госкомпанию «Славнефть». Он потерял работу в 2002 г., после приватизации компании, а именно после ее продажи группе, принадлежащей Роману Абрамовичу и Михаилу Фридману, двум богатейшим бизнесменам России.
Поддержка Glencore
Обладая знаниями о нефтяной промышленности, Гуцериев основал свою собственную добывающую нефтяную компанию – «РуссНефть», и начал скупать активы, на сумму около 300 миллионов долл. США., выделенную партнером по бизнесу, швейцарским трейдером Glencore Plc, с которым Гуцериев работал в «Славнефти». Показатели объема добычи быстро росли, примерно с 2 млн тонн в 2003 г. до почти 15 млн тонн в 2006 г., по мере того, как предприниматель поглощал десятки мелких добывающих компаний с плохим управлением.
«Он никогда не перестает работать», – говорит Дмитрий Перевалов, который, будучи вице-президентом «Славнефти», представил Михаила Гуцериева Алексу Биарду, отвечающему за нефтяное направление в Glencore, сегодня у Перевалова свой собственный бизнес по переработке нефти. «Он всегда должен побеждать, но он не разбрасывается деньгами. Гуцериев не умеет расслабляться». Но это не совсем так. Гуцериев потратил миллионы долларов на одно из самых значимых событий в светской жизни столицы прошлого года, – свадьбу своего младшего сына, где выступали Дженнифер Лопес, Энрике Иглесиас и Стинг. Впрочем, даже во время отдыха, вопрос о том, как заработать деньги, не перестает занимать его ум.
Вызов уличному музыканту
Вскоре после того, как в 2010 г. его вынужденное пребывание в Лондоне закончилось, Михаил Гуцериев, по его собственным словам, полетел в курортный город Кисловодск на Северном Кавказе, чтобы отпраздновать свою победу. Там в парке он увидел женщину, играющую на скрипке за пожертвования: в нем пробудился соревновательный дух. Он попросил у нее инструмент и начал играть. Гуцериев вспоминает, что тогда он был одет в кроссовки и спортивный костюм, выглядел бедно, возможно, прохожим стало жалко его, они начали бросать деньги в футляр скрипки. Но менее чем за час он, играя на скрипке, сумел заработать больше денег, чем она могла заработать за весь день, примерно 50 долларов. Миллиардер говорит, что он оставил деньги, вернул инструмент и продолжил свою прогулку.
Ирина Резник и Илья Хренников для агентства Bloomberg (перевод с англ.)