«Черные рейдеры» с Урала приобретают доли в столичных квартирах, после чего заставляют хозяев выкупать долю за огромные деньги либо продавать им квартиру за бесценок
Санитары общества
«Они себя называют чистильщиками общества. Говорят, мы приходим туда, где родственники не могут между собой договориться, разруливаем конфликты и наводим порядок», — рассказывает одна из пострадавших москвичка Ольга.
Квартиру они получили еще в 90-х годах на пятерых: Ольга с мужем, ребенок и бабушка с дедушкой. Отношения с дедушкой разладились. Видимо, желая наказать родню, дед выделил себе комнату в квартире, оформил отдельный лицевой счет, заключил с мошенниками договор пожизненной ренты и затем внезапно умер. На выплату ренты бандиты потратили около 200 тыс. рублей.
«После смерти деда к нам постучались, — вспоминает Ольга. — За комнату 12 кв. метров мошенники запросили 2,5 млн рублей».
Таких денег у семьи не оказалось. Тогда «черные рейдеры» заявили Ольге, что намерены вселиться в «свою» комнату.
«Приходят крепкие мужики и начинают выпиливать дверь болгаркой. Мы вызывали полицию. Потом поставили тревожную кнопку, потому что полиция перестала к нам ездить: якобы все на выезде, на преступлениях. Нет машин», — продолжает Ольга.
По тревожной кнопке приезжала Росгвардия и выводила непрошеных гостей. Рейдеры предупреждали: чем дольше семья упорствует, тем больше им приходится затрачивать усилий, тем выше в итоге будет цена комнаты. «Грозили, что в четыре раза увеличат стоимость!» — говорит Ольга.
Изначально разделение лицевых счетов по инициативе деда было незаконным — не было разрешения органов опеки и попечительства. Но на этом беспредел не закончился — рейдеры прописали в квартире некую одинокую гражданку из Волгоградской области.
Семья Ольги новую соседку ни разу не видела. Но вскоре они узнали, что девушка на момент прописки была на последнем месяце беременности, она родила ребенка, которого прописали к матери. Так число соседей по квартире стало расти интенсивными темпами.
Что будет дальше, семья Ольги не знает. Обращения в правоохранительные органы пока не дали результата. «Они говорят: да, да, это вопиющий случай, мы будем разбираться! Все! Дальше идут отказы в возбуждении уголовного дела!» — жалуется Ольга.
Злая свекровь
С другой Ольгой, тоже москвичкой, случился похожий случай — свекровь продала долю в квартире. Поругалась с сыном и уехала жить в деревню в Рязанской области. Как на нее вышли рейдеры из Челябинска — неизвестно.
«Она продала свою долю за 3,5 миллиона рублей, но заплатили они ей всего лишь 500 тысяч — остальное обещали выплачивать в рассрочку», — рассказывает Ольга.
Впрочем, выплаты быстро прекратились ввиду того, что 68-летняя свекровь внезапно скончалась уже через месяц после заключения договора. Ольга уверена: уйти из жизни свекрови помогли.
После этого фронт борьбы переместился в столицу. Действуют бандиты осторожно. «На словах не угрожают, — продолжает Ольга. — Например, подходит ко мне один на улице и открывает передо мной блокнотик. А там записан номер школы моего ребенка. Вы не представляете, как это страшно!»
Сейчас на челябинскую банду написали в полицию заявления шесть пострадавших семей. Сколько всего москвичей подверглись атаке заезжих рейдеров — пока неизвестно.
Действуют бандиты по одной и той же схеме — покупают долю в квартире за бесценок, после чего предлагают выкупить долю либо продать остальную часть квартиры. Всего в банде, по оценкам правоохранительных органов, 21 человек. Почти все они уже имеют судимости. В Челябинске банда занималась тем же самым. Заявления от пострадавших были, однако уголовное дело на них в итоге так и не завели.
Кто виноват и что делать?
Сейчас пострадавшие пытаются добиться через суд права принудительного выкупа. В этом случае они смогут выкупить доли в своих квартирах по реальной стоимости. По закону они имеют на это право в том случае, если суд признает, что человек, купивший долю, не сможет жить на данной жилплощади.
В случае со второй Ольгой, например, рейдеры пытались прописать у нее в квартире третьих лиц, но суд отказал на основании того, что в квартире живет семья и сложился определенный порядок пользования жильем, а вселение посторонних приведет к нарушению прав проживающих в квартире.
Впрочем, такие решения суд выносит далеко не всегда. Да и судебное решение для рейдеров не указ. «Они приходят и начинают выламывать дверь, говорят, открывайте, мы ваши новые соседи, — вспоминает Ольга. — Однажды мы вызвали полицию, наряд приехал и забрал всю нашу семью в участок вместе с бандитами. Потом всех отпустили, они стали ломать дверь дальше».
Челябинская банда «наработала» в столице уже на несколько статей УК — это и незаконное вторжение в жилище, и принуждение к сделке, и так далее. Однако пока уголовные дела почему-то не открываются.
Микродоли для жулья
Напомним, что большая часть захватов квартир осуществляется через приобретение микродолей в квартире. Законопроект, запрещающий покупку микродолей, прошел первое чтение в Госдуме еще весной прошлого года и должен был быть принят прошлой осенью. Но дело зависло.
«В законодательстве уже есть ряд ограничений на покупку долей в квартире, — комментирует юрист Оксана Филачева. — Например, перед тем как продать свою долю, ее собственник должен письменно уведомить собственников других долей в квартире — они имеют право приоритетной покупки. Однако это право сплошь и рядом нарушается, причем расторгнуть сделку купли-продажи на основании этих нарушений в суде очень сложно».
Масштабы афер с долями квартир поистине впечатляют. Интернет полон объявлений от юридических фирм, которые предлагают выкупить вашу долю в квартире и выселить из нее ваших родственников. Чем не способ отомстить родным за нанесенные обиды?
«Если вы являетесь собственником и испытываете затруднения с распоряжением своей долей, мы готовы помочь вам. В результате многолетней практики в подобных вопросах мы нашли довольно действенное решение данной проблемы. Поскольку, согласно статьям 12 и 14 Гражданского кодекса РФ, потерпевший имеет право самозащиты, он может, вместо того чтобы тратить время на судебные разбирательства, действовать другим законным способом по установлению контроля над помещением и фактическому вселению. Как? Несколько человек спортивного телосложения помогают вам взломать дверь и вселиться. Вы имеете право на это. Но не более: нельзя ломать чужую мебель и избивать единоличника.
Увидев подобное, единоличник, конечно же, захочет обратиться в полицию. Но, согласно пункту 2 ст. 209 Гражданского кодекса, ничего противозаконного не происходит: пострадавший распоряжается собственностью по своему усмотрению и не нарушает права иных лиц. Единственный нюанс — то, что сотрудников полиции нужно лишь заранее письменно предупредить о своих намерениях по восстановлению нарушенных прав. Сотрудники полиции вправе даже не выезжать на вызов…» — сообщает сайт одной юридической компании, которая занимается скупкой долей и «вышибанием» других собственников жилья.
Это в России, оказывается, вполне законно.
Аделаида Сигида
“Новый вторник”