Почему директор фабрики “Меньшевик” расстрелял кредиторов
Руководитель кондитерской фабрики, погрязшей в скандалах и долгах, не согласился с решением суда о взыскании долга в 90 млн рублей и встретил приставов с “Сайгой”.
Обстоятельства бойни, которую устроил на территории столичной кондитерской фабрики “Меньшевик” директор предприятия Илья Аверьянов, оставили много вопросов к столичным силовикам. Одни не обращали внимания на обращения бизнесмена по проводу смены хозяев на фабрике, другие не реагировали на шквал обращений обманутых работников “Меньшевика”, третьи провалили операцию по задержанию устроившего стрельбу директора. Лайф разбирался, почему Аверьянов взялся за оружие и за какую правду он боролся.
Бой на фабрике
В среду утром в полицию стали звонить люди, которые рассказали о стрельбе на фабрике “Меньшевик” на Иловайской улице. Туда сразу же выдвинулось несколько нарядов полиции, а также автобус с отрядом ОМОНа. Операцией лично руководил глава столичной полиции генерал Олег Баранов.
Позже стало известно, что бывший владелец, а ныне гендиректор “Меньшевика” Илья Аверьянов приехал на фабрику вместе с сестрой Екатериной, которая в должности замдиректора курировала финансовые вопросы. В этот момент на фабрике уже хозяйничали люди его кредитора Шамсутдина Раджабова и судебные приставы. Они ходили по административным отделам и вскрывали кабинеты. Аверьянов с карабином “Сайга” в руках пошёл решать с ними вопросы. После недолгого спора он открыл огонь по своим оппонентам. Все бросились врассыпную.
Помешать расстрелу пытался 31-летний сотрудник ЧОПа, охранявший “Меньшевик”, Алексей Костиков, который пошёл на Аверьянова, чтобы отнять карабин. Во время схватки прогремело четыре выстрела и охранник упал.
Сестра Аверьянова зачем-то заперла здание фабрики. Врачи скорой быстро приехали на место ЧП, но не смогли попасть внутрь. Екатерина с ключами появилась только минут через 20, когда помочь охраннику уже было нельзя: он скончался от ранений.
Впоследствии полицейские нашли там гильзы и патроны от травматического пистолета, поэтому следствие не исключает попытки рейдерского захвата. Возможно, Аверьянов открыл ответный огонь для самообороны.
В этом момент на фабрике находилось примерно 150 рабочих, которые заперлись в цехах, чтобы не попасть под горячую руку Аверьянова. Первоначально была информация, что директор захватил заложников, однако позже представители МВД её опровергли.
Пока Аверьянов где-то прятался, он успел дать интервью по телефону журналистам радиостанции Business FM.
— У меня по поддельным документам отобрали фабрику, разорили меня. У меня восемь детей. Вы знаете, я четыре года бьюсь. Они всё перекупают, подделывают документы, по поддельным документам отсуживаются. Сегодня утром я пришёл на работу, меня стали брать штурмом — с пистолетами, с оружием. У меня есть штатное оружие, я сегодня применил оборону, — сказал бизнесмен в интервью.
По его словам, фабрику отобрала банда “во главе с двумя прокурорами”. Он упомянул зампрокурора ЮВАО Москвы Сослана Дударова и его коллегу — зампрокурора по ЮЗАО Георгия Чехоева.
Исчезнувший директор
Полицейские с утра держали под оцеплением территорию фабрики и соседние здания, чтобы даже мышь не проскочила. Лишь ближе к обеду начался штурм “Меньшевика” бойцами ОМОНа. Они прочёсывали помещение за помещением, однако директора так и не нашли.
Судя по всему, Аверьянов покинул фабрику ещё до приезда полицейских, поэтому они штурмовали пустые помещения. Куда за это время успел сбежать директор, никто сказать не может.
Аверьянов, убегая с фабрики, выбросил свой карабин “Сайга”. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ МВД РФ по Москве.
— Оружие изъято, он покинул территорию предприятия без него, — отметили там.
Таким образом, ни многочисленные полицейские наряды, ни отряды спецназа не смогли обезвредить одного вооружённого человека, который представляет серьёзную опасность для жителей города.
О самом Аверьянове известно, что в 2007 году его уже судили за стрельбу по людям из травматического пистолета. Тогда он проходил по уголовному делу о хулиганстве.
Ориентировки на Аверьянова были сразу же разосланы во все подразделения МВД, в аэропорты и на вокзалы. Кроме того, силовики искали серый Audi A-6, которым может пользоваться сбежавший директор.
— Если это именно внезапная вспышка гнева, то вариантов дальнейшего поведения человека несколько. Когда он остынет, он либо сдастся, осознав бесперспективность своего положения, либо покончит с собой, — заявил психиатр-криминалист Михаил Виноградов, комментируя действия Аверьянова.
Ближе к вечеру в СМИ появилась информация, что Аверьянов сдался полиции. Но в столичной полиции опровергли сообщения о сдаче.
Спорный вопрос
Согласно базе данных СПАРК, сейчас фабрикой владеют Нина Яковлева и Людмила Невзгодина. Аверьянов в середине нулевых также был в числе владельцев, однако впоследствии передал свою долю и стал гендиректором.
Все неприятности “Меньшевика” связаны с долгами. По данным Лайфа, ещё в 2013 году владелец брокерской компании “Дэнем холл” Шамсутдин Раджабов выдал двум фирмам Аверьянова заём в 90 млн рублей. Залогом стали два здания фабрики на улице Иловайской общей стоимостью 180 млн. Прошёл год, но Раджабов выплат так и не дождался. В 2014-м он пошёл в суд, чтобы заставить Аверьянова платить. В первый раз стороны подписали мировое соглашение: согласно ему остаток задолженности составил 70 миллионов, но по нему стали начислять 30% годовых. Однако и это не помогло. В 2014-м оба здания фабрики площадью под 7 тыс. кв. м передали “Дэнем холлу”.
Таким образом, в последнее время фабрика работала в уже чужих зданиях. Аверьянов каждый год пытался в судах оспорить решение судебных приставов. Директор “Меньшевика” за это время успел пройти все судебные инстанции. Буквально на днях Верховный суд в очередной раз отказал Аверьянову в рассмотрении его жалобы. Это означало, что бизнесмен исчерпал все легальные возможности отсрочить или оспорить свои долги. Вероятно, это окончательное решение могло спровоцировать у него нервный срыв.
Аверьянов неоднократно обращался в прокуратуру, заявляя, что якобы стал жертвой мошенничества. По словам официального представителя Генпрокуратуры Александра Куренного, ситуация с фабрикой была под контролем прокурора Москвы Владимира Чурикова.
— Он обращался в рамках своих полномочий, мы отправляли материалы для повторного рассмотрения для возможного возбуждения уголовного дела, — сообщил Куренной.
Компании Раджабова не первый год судятся с “Меньшевиком”. Ещё в 2012-м “Денэм холл” пыталась обанкротить фабрику, но спустя год отозвала заявление, как сказано в определении, в связи с погашением задолженности.
В 2014-м “Денэм холл” вновь подала в суд, но уже на другую организацию, аффилированную с Аверьяновым, — ЗАО “Регион 101”. Компания пыталась взыскать с должника 3,2 млн рублей по кредитному договору. Суд полностью встал на сторону истца и постановил взыскать с “Региона 101” и “Меньшевика” эту сумму с процентами.
А 18 января 2018 года Арбитражный суд Москвы должен будет рассмотреть иск о банкротстве “Меньшевика” по заявлению Раджабова.
Помимо того, Аверьянов дважды судился со Службой судебных приставов Москвы, требуя признать их действия незаконными, — они пытались забрать долги на несколько миллионов рублей. Якобы подпись пристава была поддельной.
Подмоченная репутация
Аверьянова сложно назвать успешным бизнесменом. В нулевых он вместе с другой совладелицей “Меньшевика” — Людмилой Невзгодиной — управлял банком “Инвестиции и технологии”. Банк проработал семь лет и был закрыт в 2009-м из-за долгов. Вероятно, постоянные долговые проблемы и неудачи почти в каждом бизнесе, за который он брался, и довели Аверьянова до нервного срыва.
Лайф пообщался с приятелем директора, Германом. Тот уверен: его друг детства стал жертвой рейдерского захвата.
— Это настоящий рейдерский захват. История длится уже четыре года, это не вот прям сегодня всё неожиданно случилось. Они приходят с приставами не в первый раз. В начале этого года пришли опять судебные приставы с поддельными документами о том, что якобы фабрика продана другим владельцам, — говорит Герман. — Просили освободить помещение. Аверьянов их послал к чёртовой матери. Буквально через несколько часов приехали кавказцы с арматурами, перелезли через забор, избили охрану и проломили Илье Иванычу голову. По этому поводу есть обращение в полицию. Когда работать стало невозможно, он уже обращался в приёмную ФСБ. Один или два пристава и один прокурор после этого бежали за границу. И то, что сегодня произошло, это, скорее всего, попытка реванша. И если Илья Иваныч сегодня в кого-то стрелял, значит, была серьёзная угроза его жизни.
Герман отмечает, что все друзья и родственники переживают за судьбу бизнесмена.
— У него восемь детей от двух браков. И обе семьи он содержит. Самому младшему ребёнку всего четыре года, — рассказал Герман. — Живут они в Крылатском.
За “Меньшевиком” и его руководством по Москве давно тянется скандальная репутация. Сама фабрика занесена в чёрные списки многих сайтов трудоустройства. В Интернете всё пестрит негативными отзывами людей, которым пришлось столкнуться с этими работодателями. Если коротко, то все они отговаривают других от посещения и трудоустройства на “Меньшевик” из-за высокой нагрузки, большой текучки кадров и многомесячных задержек зарплаты. Причём такая репутация за фабрикой тянется с начала нулевых годов. В последнее время на “Меньшевике” работали гастарбайтеры из Средней Азии.
Дело дошло до того, что обманутые работники даже запустили сайт-предупреждение “аверьянову-нет.народ.ру”.
В 2011–2012 годах Люблинский межрайонный прокурор подавал в суд на фабрику за то, что руководство не платило взносы в Пенсионный фонд и фонд ОМС. Лайф нашёл как минимум два судебных иска от бывших сотрудников фабрики. Они жалуются, что им не заплатили всего, что положено при увольнении, и не выдали компенсации за неиспользованный отпуск.
Источник: “Life”