Впервые в юридической практике зарубежный суд рассмотрит дело по авиакатастрофе, произошедшей на территории России
Напомним: самолет ATR-72 компании «ЮТэйр» французского производства разбился в Тюмени в 2012 году. Защите пострадавших удалось добиться разбирательства на территории Франции.
В ближайшие дни во Франции начнется судебный процесс по факту авиакатастрофы, произошедшей на территории России, что, по словам Давида Кухалашвили, защищающего интересы пострадавших, является несомненным прецедентом. Иногда удается добиться иностранного разбирательства по факту катастрофы лайнера, выполнявшего международный рейс. Но в данном случае это был внутренний российский рейс, однако защите удалось прорваться в зарубежный суд, говорит юрист.
Десять выживших
Трагедия произошла 2 апреля 2012 года в Тюмени. Самолет смог подняться на высоту около 210 метров, и уже через 42 секунды рухнул на землю, полностью разрушился и частично сгорел. Это был внутренний рейс, самолет летел из Тюмени в Сургут. На борту самолета находилось 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Выжило 12 человек, двое из них позже скончались. Говорили, что случившееся — результат пресловутого человеческого фактора. Однако появилось предположение, что трагедия произошла по причине потери контроля над управлением после взлета, вызванной обледенением самолета. Хотя в официальной версии Межгосударственного авиационного комитета этот вариант не упоминался.
Чудом выжившие в катастрофе пассажиры получили самые различные травмы. 25-летний Дмитрий Иванюта, например, был доставлен в больницу в критическом состоянии, с множественными переломами и разрывами внутренних органов. Узнать его было невозможно, в таком он был состоянии. Только через неделю личность Дмитрия установили — благодаря его ДНК, семья уже считала его погибшим. Иванюта перенес массу серьезных операций на всем теле — от черепа до ног. Но и еще требуются врачебные вмешательства. Например, нужно делать пластические операции. А еще тело мужчины поддерживают металлические стержни, но при этом он не может двигаться самостоятельно.
26-летняя Анастасия Аверченко также перенесла кучу операций и до сих пор страдает от полученных ран. 36-летний Николай Игнатьев был госпитализирован на несколько месяцев и в итоге стал инвалидом. Мужчина, в частности, не может свободно двигать челюстью и передвигается в инвалидном кресле.
Эти люди и еще двое выживших, а также родственники восьми погибших в авиакатастрофе решили обратиться в суд. «Авиакомпания «ЮТэйр» в качестве компенсации за полученный ущерб предлагала мизерные суммы, — говорит Давид Кухалашвили. — Пострадавшие на это, естественно, не согласились и обратились к нам. Мы решили вывести дело за пределы РФ и поэтому в 2013 году подали иск во Французский суд на французского производителя самолета и «ЮТэйр» привлекли в качестве соответчика». Сейчас истцы претендуют на суммы от 500 тысяч евро.
Ледяные крылья
Было проведено несколько десятков экспертиз. В итоге было решено, что непосредственной причиной катастрофы явилось принятие пилотом самолета решения на вылет без проведения противообледенительной обработки. При этом на самолете были снежно-ледяные отложения, которые привели к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию в наборе высоты после взлета. В результате виновными в уголовном процессе признали начальника дежурной смены ООО «ЮТэйр-Техник» Анатолия Петроченко, авиамеханика Андрея Писарева и, заочно, погибшего командира рейса Сергея Анцина.
«Мы считаем, что именно особенности конструкции лайнера могли стать причиной катастрофы, — рассказывает Давид Кухалашвили. — Эта модель имела конструктивный недостаток в регулировании обледенения на крыльях. И это уже приводило к известным авиакатастрофам. Например, в октябре 1994 года рухнул самолет в США, и по итогам расследования именно слой льда на крыле помешал управлению. Самолет ATR-72 был даже запрещен к вылетам в течение некоторого времени в воздушном пространстве США. И с тех пор американские компании не эксплуатируют больше ATR 72 в географических зонах с угрозой обледенения. А в 2002 году самолет ATR72-200 упал недалеко от Пескадорских островов, и причиной тоже считают обледенение».
Сама компания ATR отмечает, что она «известна своей высокой эксплуатационной гибкостью и своей способностью к управлению даже в сложных условиях и на коротких взлетно-посадочных полосах». Однако, напоминает юрист истцов, данный самолет использовался в Сибири и там он не мог обеспечить безопасность.
«После ввода в эксплуатацию самолета компания ATR должна была предоставить перевозчикам нужную информацию и обучить экипаж таким образом, чтобы они были готовы к возможным проблемам, связанным с обледенением самолета, — замечает Кухалашвили. — Поэтому мы считаем, что заявители имеют основания привлечь компанию-конструктора лайнера к ответственности».
«Пострадавшим — достойные компенсации»
Авиакомпания «ЮТэйр», отвечая на иски, заявила, что судопроизводство было начато без серьезного ответчика во Франции и должно подчиняться юрисдикции России, ведь все случилось на ее территории, истцы — россияне и авиакомпания тоже российская. А еще, напоминала авиакомпания, российское судебное разбирательство по уголовному делу в отношении виновных в авиакатастрофе завершилось в ноябре 2015 года. В рамках процесса суд изучил официальное заключение МАК, и там ответственность конструктора — компании ATR никогда не упоминалась.
«Но истец может выбрать суд, в юрисдикции которого находится один из ответчиков. Поскольку ATR (производитель самолета) — французская компания, мы решили, что можем судиться по местонахождению головного офиса компании — в Тулузе», — поясняет Давид Кухалашвили.
Французский суд рассматривал вопрос юрисдикции в течение трех лет. Первая инстанция пришла к выводу, что у французского суда нет юрисдикции рассматривать дело против российской авиакомпании. Но юристы подали апелляцию, и буквально в конце 2017 года апелляционный суд признал возможность рассмотреть иск к «ЮТэйру». Это прецедент: процесс против российской авиакомпании по авиакатастрофе, которая произошла на территории России, будет идти за рубежом в иностранном суде.
«То, что мы смогли получить юрисдикцию французского суда, означает, что французский суд взыщет компенсации с «ЮТэйр» по французским законам. А значит размеры компенсаций будут гораздо больше, чем пострадавшие могли бы получить в результате разбирательств в российском суде», — замечает Давид Кухалашвили.
Евгения Кузнецова
“Новый вторник”