“Главное желание Кудрявцева сейчас – оказаться дома, с родными”
Сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш), 75-летний ученый Виктор Кудрявцев отказался от сделки со следствием в обмен на освобождение из-под ареста, сообщил его адвокат, руководитель объединения “Команда 29” Иван Павлов.
“Главное желание Кудрявцева сейчас – оказаться дома, с родными. Сегодня у него была возможность это сделать. Но даже ради такой возможности он не смог пойти на сделку с собственной совестью”, – приводит “Интерфакс” слова Павлова. Кудрявцеву предложили освобождение из изолятора в обмен на признание собственной вины в государственной измене и заключение сделки, которая, помимо признания, предполагала еще и оговор коллеги, пояснил защитник.
“Несмотря на то, что Кудрявцев уже больше трех месяцев находится в “Лефортово”, в условиях, которые наносят непоправимый вред его здоровью и угрожают даже жизни, несмотря на свои 75 лет, букет заболеваний и невозможность увидеть родных, он от этого предложения отказался и не стал никого оговаривать – ни себя, ни других”, – подчеркнул Павлов.
Ранее о давлении на отца со стороны следствия “Интерфаксу” рассказал сын ученого – Ярослав Кудрявцев (профессор Российской академии наук, заведующий лабораторией Института нефтехимического синтеза РАН).
По мнению Ярослава Кудрявцева, предложение следствием отцу сделки – это уловка, которая говорит о “том, что у них (у следствия. – Прим. “Интерфакса”) нет ни совести, ни реальных доказательств его вины”.
Об аресте Кудрявцева стало известно 22 июля, когда в следственном изоляторе “Лефортово” его обнаружили члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы. Он самый пожилой арестант этого СИЗО с 20 июля.
Ученого обвинили в передаче секретных сведений Фон Кармановскому институту гидродинамики в Бельгии. Ученый до задержания работал ведущим специалистом ЦНИИмаш, который участвовал в исследованиях в рамках программы FP7-SPACE. Гранты на космические исследования выдавал Евросоюз.
По версии следователей, Кудрявцев отправлял информацию сотруднику Фон Кармановского института Патрику Рэмбо. Тот уволился из научного учреждения несколько лет назад и его нынешнее место работы неизвестно.
Как пояснял адвокат Кудрявцева Иван Павлов, ФСБ считает “вражеской и шпионской организацией” весь Фон Кармановский институт. По данным спецслужбы, Кудрявцев в 2012 году получил от этой организации “задание”, связанное с передачей секретных сведений. В марте и в октябре 2013-го он отправил на адрес института два электронных письма. По версии ФСБ, переданная информация “могла быть использована при создании вооружений”, пояснил адвокат.
Следователи считают, что научная переписка с бельгийским институтом была лишь прикрытием для передачи секретных сведений спецслужбам стран НАТО, в том числе США, касающихся гиперзвуковых технологий для ракетных комплексов “Авангард” класса “земля – земля” и “Кинжал” класса “воздух – земля”. Презентацию обоих комплексов устроил в ходе своего послания Федеральному собранию в марте 2018 года президент России Владимир Путин.
О том, что переданные Кудрявцевым сведения были секретными, говорится в заключении специалиста “Роскосмоса”. Кудрявцев утверждает, что никогда не отправлял в Фон Кармановский институт информацию, выходящую за рамки исследования. В уголовном деле писем ученого нет. “Только утверждение, что он их отправлял. Следователь говорит, что мы все увидим в конце следствия”, – рассказал адвокат.
По данным Павлова, за Кудрявцевым ФСБ вела наблюдение несколько лет. По его версии, сначала за ученым следили, а когда не нашли компромата, решили, так как ресурсы уже потратили, привлечь его по “мутному” эпизоду с письмами.
Виктору Кудрявцеву предъявлено обвинение в госизмене (ст. 275 УК РФ). Свою вину ученый не признает. По данным защиты, к секретным сведениям он не имел доступа более 20 лет, а сама программа FP7-SPACE была утверждена на правительственном уровне и отчеты по ней появлялись в открытом доступе.
Боевыми ракетами Кудрявцев никогда не занимался. “Не должно быть ответственности за то, что все ракеты, независимо от их назначения, летают, подчиняясь одним и тем же законам физики”, – возмущается сын Виктора Ярослав.
Защита сообщила суду, что у проработавшего в ЦНИИмаш 48 лет Кудрявцева имеются заболевания сердца, почек и эндокринной системы, диабет, гипертония, последствия инфаркта. Госпитализация ему может понадобиться в любой момент. Заключение медиков составило пять листов “мелким шрифтом с перечислением всех диагнозов”. Однако российскую Фемиду они не впечатлили. Суд отправил ученого-ракетостроителя под арест до конца года.
Необходимость содержания Кудрявцева под стражей следователь обосновал найденным в почте ученого письмом о якобы выигранной в лотерею грин-карте (вид на жительство в США). Письмо было отправлено с типичного для рассылки спама адреса, да и текст его невозможно воспринять всерьез. Тем не менее, суд посчитал, что Кудрявцев, у которого забрали загранпаспорт, легко может скрыться от правосудия.
Невестка обвиняемого Елена с ужасом описывает его нынешнее состояние. “Описать словами его вид – и без того худой человек еще резко похудел, одна обвислая кожа землистого цвета. Вспомнились военные фотографии концлагерей”, – сказала она. Через 10 дней на апелляции в Мосгорсуде Кудрявцев не смог без помощи конвоиров подняться на третий этаж.
В ноябре в администрацию президента РФ, ФСБ и председателю Верховного суда было передано обращение с требованием изменить меру пресечения Кудрявцеву на домашний арест или подписку о невыезде. Обращение на портале Change.orgподписали более 111 тысяч человек, в том числе ряд известных правозащитников, деятелей науки и культуры: глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, член правления “Международного Мемориала” Светлана Ганнушкина, галерист Марат Гельман, физик и сооснователь сообщества “Диссернет” Андрей Заякин, режиссер Владимир Мирзоев, писатель Виктор Шендерович, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Борис Штерн.
Кудрявцев занимался моделированием обтекания ракет-носителей космических кораблей и спутников воздушной средой в ходе старта и посадки. Результаты исследований Кудрявцева применялись для создания ракет-носителей Н1, “Энергия”, КСЛВ, “Зенит”, “Ангара”, “Рокот”, стартовых комплексов “Союз-Куру”, “Союз-Восточный”, “Морской старт”. Кудрявцев – лауреат премии правительства РФ, обладатель медали РАЕН “Автору научного открытия” и множества почетных грамот и благодарностей от институтов и предприятий космической отрасли, член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
“Сейчас все эти достижения не имеют значения. Государство, которое использовало результаты исследований Кудрявцева, финансировало его работу и вручало ему медали и благодарности, теперь держит его в изоляторе, где его здоровье стремительно ухудшается”, – говорится в петиции.
По материалам: “NEWSru.com”