Ларек для Дерипаски

Кому Минпромторг сделает «красиво», меняя закон о торговле

Преференции для автолавок при ужесточении требований к обычным торговым павильонам позволят резко увеличить спрос на легкие коммерческие автомобили. Почти половину этого рынка занимает группа ГАЗ, подконтрольная Олегу Дерипаске.

В России не хватает торговых площадей, а отечественный ретейл не поспевает за успехами импортозамещения в пищевой промышленности, – заявил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов в интервью «Российской газете» 10 февраля. Спасение чиновник увидел в развитии нестационарной торговли, рынков и ярмарок. «Все в нашей жизни трансформируется и эволюционирует. Можно палатки назвать ларьками, а можно павильонами. И сделать все красиво, удобно и комфортно для потребителей», – сказал он. «Фонтанка» провела факт-чекинг и выяснила, чьи интересы могут стоять за словами о защите малого бизнеса.

О том, что правительство РФ решило навести порядок в сфере несетевой торговли, стало известно в начале декабря, когда на сайте Госдумы появился проект поправок в Закон о торговле. До этого он регулировал работу в основном торговых сетей, тогда как правила игры для нестационарных форматов регионы устанавливали самостоятельно.

Спустя два месяца Минпромторг прокомментировал смену курса. Крупные ретейлеры занимают только 30 – 40% рынка, заявил Виктор Евтухов. К тому же сети не поспевают за успехами отечественной пищевой промышленности. «Производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов», – пояснил он. Малый бизнес был бы рад составить конкуренцию, но развиваться ему просто негде. «У нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах», – заявил замминистра. Как результат, предпринимателям приходится «ютиться в подвалах» или открывать киоски, чья судьба зависит «от личных предпочтений главы соответствующего муниципалитета».

В качестве панацеи Минпромторг предлагает развивать нестационарную торговлю. Но речь идет не о киосках, с засильем которых власти последние несколько лет сражаются «ночами длинных ковшей» и корректировкой ГОСТов, а об автолавках.

Среди основных новелл законопроекта – разделение собственно нестационарных торговых объектов (ларьков, павильонов, летних кафе) и так называемой развозной торговли, к которой отнесены автолавки. Сейчас, чтобы вести торговлю с колес, необходим договор с городом, в котором четко прописано, где может стоять автолавка. Поправки дадут возможность вести бизнес в любом месте, предназначенном для такой торговли, свободно перемещаясь между точками (пока конкретные требования к таким местам не определены). Потребуется лишь свидетельство, которое будут выдавать местные власти.

По оценке Виктора Евтухова, если законопроект будет принят, в стране может появиться не менее 50 тысяч автолавок. «Например, мясокомбинаты с удовольствием, если бы были четко прописаны правила, развивали бы мобильную торговлю», – сказал он. Дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей.

Также Виктор Евтухов высказался в поддержку ярмарок и розничных рынков. «Продукты там и свежее, и зачастую качественнее, чем в супермаркетах, которые закупают большое количество полуфабрикатов или замороженной продукции», – пояснил он. При этом количество рынков в стране за 10 лет сократилось в 5 – 6 раз.

Спрос стагнирует

Эксперты и участники рынка, опрошенные «Фонтанкой», не стали спорить с цифрами Евтухова, но выводы Минпромторга подвергли сомнению.

Согласно исследованию Retail Russia TOP-100, подготовленному аналитическим агентством Infoline, по итогам 2017 года доля ста крупнейших ретейлеров действительно составила 36%.

«Но это разделение неравномерно. К примеру, в Петербурге, по данным ФАС, на сети приходится 87%», – комментирует  исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков. По оценке сети «Магнит», доля пятёрки крупнейших продуктовых сетей в Петербурге составляет 68%, но по России в целом — 29%.

Судя по данным публичных компаний за 2018 год, доля сетевой торговли увеличилась: крупные игроки наращивают показатели, выдавливая с рынка более мелких конкурентов. Но такая экспансия позволяет сдерживать рост цен: бОльший объем закупок позволяет ретейлерам увеличивать частоту и глубину промо-акций, добиваясь более выгодных условий от производителей.

Ларек для Дерипаски. Кому Минпромторг сделает «красиво»,  меняя закон о торговле
Григорий Собченко/Коммерсантъ

Российский пищепром не может похвастаться внушительными темпами роста. По данным Росстата, в 2018 году производство молока увеличилось на 3,6%, сыров — на 2,4%, пива – на 2,4%. Но главным сдерживающим фактором выступает не столько нехватка каналов продажи, сколько стагнация потребления: реальные доходы населения падают пятый год подряд.

Что касается торговых площадей, то и здесь предложение во многом следует за спросом. Но говорить о серьезном отрыве от заграницы не приходится. Так, по оценке Knight Frank, из десяти городов Европы, лучше всего обеспеченных торговыми площадями, половина — российские миллионники: Самара, Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и Москва. К примеру, в Северной столице на 1000 жителей приходится 542 кв. м торговых площадей, в Самаре — 551 кв. м. У лидеров рейтинга, Варшавы и Мадрида, показатели почти в два раза выше — 823 и 726, соответственно, но, к примеру, Париж, Милан и Лондон остались лишь во второй десятке.

Киоски ставят на колеса

Давая свободу передвижения автолавкам, поправки Минпромторга ужесточают требования для обычных киосков и торговых павильонов. К примеру, вводят запрет на субаренду и многократное возобновление договора аренды. Ранее участники рынка прогнозировали, что это может привести к закрытию 80% таких объектов.

Если Минпромторг не скорректирует эти положения, владельцам ларьков придется уходить в тень или инвестировать в автолавки. Причем бенефициарами такой перемены выступят в первую очередь автопроизводители. «Это дополнительная загрузка автопрома. <…> Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура», – признался Виктор Евтухов.

Автолавка представляет собой легкий коммерческий автомобиль (LCV), снабженный холодильным или иным оборудованием. По данным «Автостата», в 2018 году в России было продано 110,8 тысячи LCV. Причем 44% от общего объема пришлось на продукцию ГАЗ, подконтрольную «Русским машинам» Олега Дерипаски. Слова Виктора Евтухова о развитии «сопутствующей инфраструктуры» рисуют и другие заманчивые перспективы для оказавшегося под санкциями владельца «Русала». Ранее Минпромторг предлагал поддержать компанию разрешением продавать пиво в алюминиевых банках ночью, а также введением утильсбора на велосипеды, что должно было повысить внутренний спрос на алюминий.

В тройку лидеров рынка LCV также входят УАЗ и Ford. Французская PSA тоже хочет выйти на этот рынок и планирует продавать 40 тысяч машин в год. Таким образом, только эта компания сможет закрыть заявленную Минпромторгом потребность в 50 тысячах автолавок.

Но, по словам предпринимателей, от изменения закона в пользу автолавок выиграет, вероятнее всего, группа ГАЗ. «Она предлагает более бюджетные модели», – говорит директор пекарен «Месье Патиссье» Юрий Хононов. Сейчас развозная торговля приносит компании менее 5% от оборота: «Месье Патиссье» покинул рынок Петербурга после того, как власти изменили правила согласования автолавок, но не прочь на него вернуться. «Если проекту Минпромторга дадут зеленый свет, мы готовы закупить до 50 машин», – считает он.

Но пока участникам рынка не понятно, какие именно ограничения на передвижение автолавок предложат власти. «Если рынок не регулировать и разрешать машинам стоять, где они хотят, Дворцовая площадь превратится в одну сплошную парковку», – говорит Юрий Хононов.

Директор по продажам мясного производителя «Мит Стар» Валерий Сергеев поддерживает либерализацию правил размещения автолавок. Но готовность компании инвестировать в данный бизнес будет зависеть от конкретных требований и условий. Рынки, по его словам, тоже перспективный канал сбыта для производителей. «Но чтобы сделать их интересными для потребителя, нужны значительные инвестиции», – считает он. Таким образом, проводником нового курса Минпромторга снова выступит не малый, а, скорее, средний бизнес.

В Северной столице насчитывается 14 продовольственных рынков, шесть из них – в частных руках, восемь принадлежат городу, но сдаются в аренду компаниям-операторам. В 2017 году Смольный объявил, что прежний формат торговли морально устарел и начал расторгать договоры с неэффективными управляющими компаниями, чтобы начать искать инвесторов для редевелопмента объектов. О намерении привести петербургские рынки к европейским стандартам заявила ресторанная группа Ginza, но пока Смольный продолжает судиться с прежними арендаторами и не определился, как искать новых хозяев — через конкурс или концессию. 

Галина Бояркова

По материалам: “Фонтанка.ру”

Ранее

Департамент госзакупок Свердловской области ищет «образованную умняшку»

Далее

Чиновники довели до больницы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru