Почему россияне живут без канализации
На днях Росстат сообщил: 22,6% населения России не имеет доступа к централизованной канализации. Большинство таких семей пользуются выгребными ямами, а у 5,8% населения система канализации отсутствует вовсе. В наше время до сих пор существуют школы, где нет теплых туалетов. Как так получилось в начале ХХI века и когда проблема будет решена?
Теплый сортир смело можно считать одним из главных признаков цивилизации. И чем он более оборудован, чем большее число людей имеют доступ к передовым, современным (на конкретный момент истории) туалетам, тем данная конкретная страна (цивилизация) стоит выше в своем уровне развития по сравнению с другими. Именно те страны, где наблюдался прогресс по «туалетной части», оказывались самыми передовыми для своего времени, задавая тон развития всей человеческой цивилизации.
На I век нашей эры пришлась золотая пора Римской империи. И это было время, когда в столице империи процветали общественные туалеты. Они были «коллективными», примерно на полсотни человек, служа, как и бани, местом отчасти «культурного времяпрепровождения». Фактически в каждом крупном городе империи к тому времени существовала разветвленная канализационная система. Впрочем, еще до римлян — в 1 тысячелетии до н.э. — нечто, напоминающее современный унитаз, изобрели в Китае. Однако, как и многие другие изобретения Поднебесной, закрытой от внешнего мира и зацикленной на собственной уникальности, в массовом порядке оно не было востребовано веками.
О римской общественной гигиене Европа затем благополучно забыла на многие века, впав в Средневековье и варварство, выливая помои и прочие человеческие отходы прямо из окон на головы прохожих. Даже руки мыть и самим мыться заново научились у арабов в «крестовых походах». Результат — ужасная антисанитария, огромная смертность и массовые эпидемии, выкашивавшие целые города. Система «выгребных ям», дошедшая до наших дней в современной России — это как раз из средневековой Европы.
В этом, «сортирном» смысле по-своему жаль, что Иван Грозный все же не женился на английской королеве Елизавете I, к которой, согласно легенде, подумывал было свататься. А то, глядишь, изобретение Джона Харингтона, жившего как раз при дворе Елизаветы и написавшего целый трактат об унитазе (хотя его устройство так не называлось, название пришло к нам уже в ХIХ веке, от одноименной испанской фирмы, поставлявшей такие «гаджеты» в нашу страну), дошло бы и до России практически одновременно с книгопечатанием. Но не суждено. Впрочем, и в Англию современный унитаз пришел в качестве массового устройства лишь в годы промышленной революции. Став, заметим, одним из ее символом и «свершений», когда шотландец Александр Камминг придумал водный затвор (water closet), отделяющий жилище от вони и используемый до сих пор. Символично, что в Россию «ватерклозет» в более-менее массовом порядке тоже пришел в годы промышленной революции, к концу ХIХ века. А до того даже в императорских покоях обходились «ночными горшками». Эту часть «окна» в Европу Петр Первый явно недорубил.
Советская власть стремительно двигала страну в будущее, «золотые сортиры» мнились многим символом победы коммунизма, которая вот-вот где-то уже за поворотом. Производство унитазов было внесено в первый пятилетний план отдельной строкой, поставлена задача добиться производства 280 тысяч штук в год (в дореволюционной России они уже начали производиться, но в количестве лишь нескольких десятков тысяч в год).
Однако советская власть «сортирную проблему» так и не решила. В советских сортирах, в точном соответствии с пророчеством булгаковского профессора Преображенского, царила вечная разруха.
В том числе в солидных государственных учреждениях. А туалетная бумага в достаточном количестве — в том числе в общественных туалетах — появилась только после победы демократии и рыночной экономики. Но даже им не под силу оказалась задача избавления страны от выгребных ям и обеспечения 100-процентно всего населения теплыми современными туалетами, каковая задача была решена практически во всех европейских странах еще несколько десятилетий назад.
Примечательно при этом, что первый космический туалет был изобретен как раз в СССР. И даже Гагарин уже совершил первый полет с таким устройством. Тогда как первые американские астронавты в буквальном смысле «писали» в скафандры. То есть там, где мы задавали тон техническому прогрессу, «проблема сортира» не была обойдена вниманием. Но пока Гагарин облетал Землю за свои 108 минут без тех неудобств, что испытывал, скажем, первый астронавт Алан Шепард, более чем полстраны Советов бегали «до ветру». То есть «удобства» были во дворе.
И сейчас, в 2019 году, после того, как мы сдали уникальный Крымский мост, помогли разбить исламистов в Сирии и до сих пор возим астронавтов на МКС (где система туалетов примерно такая, как была изобретена в СССР), централизованная канализация отсутствует у 66,5% россиян, проживающих в сельской местности. Почти половина (48,1%) семей в селах пользуются выгребными ямами, а 18,4% сельчан не имеют канализации вообще. И даже в городах таких бедолаг 9%. И тут надо сказать, что по доступности граждан к «безопасным и частным туалетам» (есть такой показатель, принятый ООН) современная Российская Федерация находится на уровне стран Третьего мира, отставая (!) даже от таких государств, как Бангладеш, Республика Конго, не говоря о Бразилии. По данным ООН, в настоящее время примерно 30% земного населения лишены доступа к современным системам канализации и водопровода, чуть менее 2,5 млрд человек. В основном такие люди живут в странах Африки. Но не только, как мы видим.
Отчего же до сих пор у нас нет национального проекта «Теплый сортир»? Неужели мы настолько не любим решать приземленные задачи улучшения бытия простых обывателей? Но разве не в этом заключается прогресс страны в целом?
Отчасти такой «мини-нацпроект» существует применительно к российским школам, которые, увы, тоже не на 100% оснащены современными туалетами. В 2017 году таких, с «удобствами во дворе» было 3200 школ по всей стране. До конца текущего года не должно остаться ни одной такой школы. Если это случится, будет закрыта еще одна позорная страница нашей истории. А страна сделает еще один шаг в утверждении принципов «городской цивилизации», каковой путь был начат еще в 30-х года прошлого века, но не закончен. Даже под разговоры про принципы современного урбанизма и «умные города». Это важно — обустройство жилого пространства что в городах, что в селах. Мы к этому только подступаемся, первые ласточки есть, они как раз и должны покончить с «системой бессистемности» городских пространств — под которыми понимаются не только площади и парки, но и комплексное развитие территорий (конечно, вместе с инфраструктурой). Поскольку Россия — урбанизированная страна, активную жизнь можно вдохнуть в благоустроенные города — не только в мегаполисы.
Слишком многие поселения в нашей стране выглядят неухоженными, загаженными, как будто они — временный бивуак на пути народа-кочевника к некоему отдаленному географически месту будущего счастья. В этих «перевалочных пунктах» только временно «перекантоваться», а потом все забросить, даже помойку за собой не закопав — и вперед. Туда, где светло, тепло, чисто — и непременно будет обустроенный теплый сортир. Он тоже будет «умный», самодизенфицирующийся, цифровой, с выходом в интернет (ну на всякий случай), в инстаграм, фейсбук и ВКонтакте одновременно. Которые, как говаривал римский император Веспасиан про деньги, взимаемые за пользование общественными уборными, тоже не пахнут.
По материалам: “Газета.ру”