Липецким правоохранителям наставление президента – не указ?
Российский уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов 27 мая 2019 года доложил Президенту России Владимиру Путину о положении дел с правами человека в области предпринимательской деятельности.
«…пока ещё достаточно много проблем, и прежде всего они касаются уголовного преследования бизнеса, – заявил Борис Титов в ходе доклада. – Здесь у нас, к сожалению, статистика не очень хорошая: пока больше 80 процентов заявляют, что не считают ведение бизнеса у нас в стране делом безопасным. К сожалению, это количество пока только увеличилось…»
Владимир Путин поручил Борису Титову организовать дальнейшую деятельность Межведомственной рабочей группы на базе Аналитического центра при Правительстве России и в кратчайшие сроки дать конкретные предложения по преодолению негативной ситуации с правами российских предпринимателей.
Речь идет о сложившейся практике взаимоотношений предпринимателей и силовых структур, тема, которую президент России за последние годы поднимал неоднократно, призывая силовиков «перестать кошмарить бизнес». К сожалению, принципиально ситуация пока не меняется.
Cреди предпринимателей, чью жалобу бизнес-омбудсмен Борис Титов взял на особый контроль, – Игорь Ефремов, генеральный директор «Липецкой трубной компании «Свободный сокол». Вопиющая история о том, как в бытовой спор хозяйствующих субъектов зачем-то вмешались силовики, лишая завод заработка и создавая риск потери работы для полутора тысяч человек, – развернулась в Липецке.
Краткая справка: город Липецк известен как крупный центр черной металлургии полного цикла, выпускающий сталь и прокат, а также как база подготовки пилотов российской авиации. Интересно, что с середины 20-х годов прошлого века и до прихода в Германии к власти Гитлера в Липецке работала секретная советско-немецкая авиационная школа, финансируемая из бюджетов двух стран. Были у липчан европейские «соинвесторы» и в металлургии. Так, на заре XX века бельгийские капиталисты участвовали в строительстве Сокольского завода, заложенного в 1899 году и давшего первый чугун в 1902 году. В 1923 национализированное советской властью предприятие получило новое название – «Свободный сокол».
Сейчас завод специализируется на производстве водопроводных труб из инновационного материала – высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Продукция настолько востребована, что, помимо продажи в России, предприятие экспортирует ее в 18 стран мира. Производство – уникальное: аналогов в России нет. Водопроводные трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом известны во всем мире как крайне прочные (гарантия на трубу – 100 лет!) и очень экологичные (материал, из которого изготовлена труба, не вступает в реакцию с водой, не допускает инфильтрации вредных веществ, и именно поэтому Словения и Швеция, славящиеся чистотой питьевой воды, закупают именно эти водопроводные трубы). Генеральный директор «Свободного сокола» Игорь Ефремов – человек в регионе известный: активный общественник и гражданин, среди инициатив которого – создание Липецкого промышленного кластера станкостроения.
Старейшее, уважаемое в регионе предприятие с отличной репутацией, подтвержденной многочисленными наградами и европейскими сертификатами качества. Один из крупнейших налогоплательщиков области. Информацию о возбуждении уголовного дела Игорь Ефремов сначала воспринял как шутку. «А когда я узнал, из-за чего оно возбуждено, я, извините за выражение, просто обалдел», – поделился гендиректор «Свободного сокола» своими эмоциями с нашим корреспондентом.
Игорь Ефремов приобрел долю завода в начале 2010-х, выкупив вместе с партнерами основной фонд имущества у банкротящегося предприятия ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный сокол». «На заводе было невероятное количество проблем, – вспоминает Ефремов, – бардак и разруха, мы вложили огромное количество денег, нервов и времени, прежде чем привели все в порядок». Были, в том числе, и долги.
По закону, новый собственник не отвечает за долги прежнего. Новые руководители завода разработали план вывода предприятия из кризиса и начали работать, но тут всплыли региональные особенности.
В Липецке, который стоит в лесостепной зоне на месте впадения реки Липовка в реку Воронеж, живет более полумиллиона человек. И каждый из 509 тысяч липчан не понаслышке знает, что это такое – сидеть без света, нередко даже сутками, поскольку электричество в городе отключают часто. Причем, время от времени гаснут целые районы. Местные жители на все лады комментируют эти перебои в социальных сетях: одни посылают проклятия в адрес энергетиков, другие изощряются в остроумии и острословии по поводу «этих бездельников и дармоедов».
Электричеством город обеспечивает некая Липецкая энергосбытовая компания (ОАО «ЛЭСК»). Своих производственных мощностей у нее нет, это компания-посредник: «свет» она покупает у другой сетевой компании, а затем уже продает городу.
Дела у ЛЭСКа идут неважно: по информации веб-сервиса по проверке контрагентов «Контур.Фокус», Липецкая энергосбытовая компания в 2017 году получила 15,384 млн рублей чистой прибыли, а уже в ноябре 2018 года, по сообщению газеты «Коммерсантъ», компания была должна поставщику 2,3 млрд рублей! Меньше чем за год ЛЭСК умудрилась задолжать производителю электроэнергии более двух миллиардов! В городских бизнес-кругах шепчутся, что ЛЭСК идет к банкротству и ссылаются на недавнюю генерального директора компании – не так давно ее возглавил профессиональный юрист Сергей Аргентов. А еще ранее в ЛЭСК произошла смена основного собственника: кипрская компания Immenso Enterprises Limited перепродала контрольный пакет акций другой кипрской компании – Zefavel Trading Limited. По мнению Агентства бизнес-информации Abireg, это действие вывело в офшор 100% акций компании.
Правдивы слухи о готовящемся банкротстве или нет пока не ясно, но погрязшей в долгах Липецкой энергосбытовой компании, видимо, жизненно важно найти виновника своих бед, ведь нужно же как-то оправдываться перед областным и городским руководством в постоянных перебоях с электроэнергией. «Крайним» в ЛЭСК решили назвать завод «Свободный сокол». Возможно, только потому, что с этим предприятием у ЛЭСК многолетний арбитражный спор по поводу старых долгов завода за электроэнергию.
В ЛЭСК заявили, что новые хозяева должны заплатить по старым долгам «Свободного сокола». Долгов было на полмиллиарда рублей. Новые хозяева, естественно, отказались – на что по закону имели полное право – попросили ЛЭСК не морочить голову и заключить стандартный договор, по которому они будут расплачиваться за потраченную по факту электроэнергию. ЛЭСК отказался, – видимо, из принципа. «Свободный сокол» настаивал на том, чтобы хотя бы счета за электроэнергию выставлялись – завод-то работал. Но ЛЭСК не выставлял и счетов. Тогда, как рассказывают юристы «Свободного сокола», было принято решение платить «примерно» (ну как если бы у вас в квартире сломались счетчики горячей и холодной воды, а платить-то надо, вы не хотите накапливать долг и платите «приблизительно»). Деньги падали на счет ЛЭСКа, но не учитывались энергетиками как платежи за электроэнергию.
Закончилось все это, конечно, арбитражным судом, который, как и положено суду, расставил все по своим местам. Он учел уже выплаченные деньги, обязал «Сокол» доплатить разницу в 78 млн рублей, и поставил точку в этом деле. Завод заплатил указанную сумму сразу же на следующий день после вынесения решения, которое состоялось 13 декабря 2018 года. ЛЭСК попытался оспорить это решение, подав апелляцию, однако Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд на заседании 8 апреля 2019 года ее не удовлетворил.
Понятно, что ЛЭСК осталась недовольной таким решением, ведь полученными от «Свободного сокола» 78 млн рублей никак не залатаешь двухмиллиардную брешь в бюджете компании. Тогда руководство Липецкой энергосбытовой компании, ища способы хотя бы уменьшить свои долги, попыталось судиться с поставщиком электроэнергии, однако и здесь ЛЭСК суд проиграл.
Видимо, именно после этого – очередного – поражения Липецкая энергосбытовая компания решила пойти ва-банк и перенести дело из экономической плоскости в уголовную. Остается только гадать, какие аргументы в причастности «Сокола» к исчезновению из ее бюджета двух с лишним миллиардов предоставила ЛЭСК липецким правоохранительным органам, но факт остается фактом: 29 марта 2019 года на ЛТК «Свободный сокол» сотрудники СЧ СУ УМВД России по Липецкой области в сопровождении оперативников УЭБиПК УМВД России по Липецкой области провели на заводе обыск. И заодно сообщили руководству предприятия, что еще месяц назад по заявлению представителей ОАО «ЛЭСК» было возбуждено уголовное дело.
Как заявил СМИ Игорь Ефремов, уголовное дело было возбуждено в «нарушение прямых требований УПК РФ об уведомлении о принятии процессуального решения заинтересованных лиц, ООО «ЛТК «Свободный сокол» о возбуждении уголовного дела не уведомлялось».
Тем не менее, уголовное дело открыто. Более того, теперь по этому делу на допросы вызывают директора «Свободного сокола» Ефремова и других сотрудников. А предприятие терпит убытки, поскольку уголовное преследование, мягко говоря, не дает руководителям полностью сосредоточиться на работе, да и клиентам завода не нравится эта история. Как в известной цитате из «Неоконченной повести» русского писателя Алексея Апухтина, ставшей уже почти присказкой:
«Ну, это совершенно всё равно, он ли украл или у него украли… Главное то, что он был замешан в гадком деле…»
Ефремов стал бить во все колокола, обратился с письмами к руководителям Генпрокуратуры в, МВД, уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей, в администрацию президента.
Особенно в этой истории поражает то, что события с вовлечением в хозяйственный спор двух предприятий правоохранительных органов произошли почти сразу после очередного призыва президента Путина перестать «кошмарить» бизнес, которые 20 февраля 2019 года в ежегодном послании Федеральному прозвучали так: «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания». Что должен сделать Президент, чтобы до Липецка дошло?
Илья Просветов