Будущие корабли
В лихие 90-е годы в России было не до строительства авианосцев. Количество авианесущих кораблей только сокращалось. Однако уже в середине «нулевых» началась дискуссия: нужен ли России авианосец, и если нужен, то какой.
Для специалистов все было понятно с самого начала. Весь мировой опыт говорит о том, что если флот решает задачи обороны своего берега, то авианосцы не нужны. Для прикрытия своих сил вполне достаточно авиации, базирующейся на береговых аэродромах. К тому же закрытые моря простреливаются насквозь, и боевая устойчивость авианосца будет под большим вопросом. Но если необходимо выполнять задачи в открытом океане, в XXI веке без палубной авиации не обойтись. Под палубной авиацией понимаются не только самолеты и вертолеты различных типов, но и беспилотные летательные аппараты большой дальности. Военные специалисты дали заявку на два авианосца для Северного и Тихоокеанского флотов. Единственный действующий российский авианосец «Адмирал Кузнецов», проходящий сейчас ремонт и модернизацию, останется в строю еще на 10-15 лет. Ремонт и модернизацию планируется завершить к 2020 году. К концу службы «Кузнецова» у него должна быть замена на двух флотах. В последние два года накал дискуссии увеличился. Противники авианосцев заявляют, что в условиях ограничения финансирования ресурс нужно направлять на корабли класса фрегат-корвет. Флот отступил на запасные позиции, заявляя, что строительство авианосцев переносится на конец 20-х годов, но ни в коем случае не отменяется. Основная причина этой турбулентности – перераспределение средств внутри недавно принятой государственной программы вооружений (ГПВ). Если до сих пор флот жил на широкую ногу, а Сухопутные войска и ВДВ находились на положении «бедных родственников», то теперь эти роли поменялись с точностью до наоборот. В нынешней ГПВ финансирование российского ВМФ сократили почти в полтора раза по сравнению с предыдущей программой до менее, чем 3 трлн. рублей.
Необходимо было определится с двумя вопросами: какого типа авианосец нужен России и где его строить. Попробуем разобраться.
Где строить
С верфями, способными строить авианосцы дело обстоит следующим образом.
Верфь, на которой был построен весь авианесущий флот Советского Союза, оказалась недоступна. Во-первых, сейчас она находится на территории другого государства, в настоящий момент враждебного к России, а во-вторых, благодаря политике руководства Украины, Черноморский судостроительный завод находится в столь плачевном состоянии, что сейчас не может построить не только такой крупный корабль, как авианосец, но и более простые гражданские суда. Для иностранных заказчиков корабелы Украины строят только корпуса, после чего они буксируются на европейские верфи для насыщения механизмами и достройки.
В России построить корабль длиной 300 метров можно только на трех судостроительных заводах: северодвинском Севмаше, Керченском судостроительном заводе «Залив» и строящимся судостроительной заводе «Звезда».
Северодвинск является единственным судостроительным заводом, на котором строятся все российские атомные подводные лодки всех типов. Он загружен сверх меры, и планировать строительство атомного авианосца нереально.
«Залив» обладает сухим доком, позволяющим вести строительство кораблей водоизмещением до 200 000 тонн и длиной около 300 метров. Длина сухого дока на заводе 360 метров. В конце 70-х годов ХХ века на нем были построены шесть советских супертанкеров проекта 1511. Это были суда водоизмещением 180 000 тонн и длиной 295 метров. В 1984-1986 годах на «Заливе» был построен атомный лихтеровоз «Севморпуть», водоизмещением 62 000 тонн. Ядерную силовую установку монтировали специалисты ленинградского Балтийского судостроительного завода. После украинского периода на «Заливе» не осталось необходимых специалистов и оборудования, завод надо фактически восстанавливать. В настоящее время без серьезной технологической подготовки и усиления кадрами, «Заливу» передавать заказ на строительство авианосцев нельзя.
Строящийся дальневосточный центр судостроения «Звезда» реально наиболее вероятный кандидат на строительство авианосцев в России. «Звезда» предназначена для строительства крупнотоннажных судов и габариты авианосца для него не проблема. Судя по планам строительства атомных ледоколов типа «Лидер», на «Звезду» будут командировать специалистов из Петербурга и Северодвинска. Уже сейчас, по сообщениям интернет-газеты «Фонтанка», «Звезда» активно переманивает кадры с судостроительных заводов Санкт-Петербурга более высокой зарплатой и различными бонусами. Флот уже не раз высказывал мнение, что наиболее вероятным местом, где будут строить российские авианосцы, будет дальневосточный центр судостроения «Звезда».
Что строить
Попробуем систематизировать всю информацию о проектах авианосцев для российского ВМФ. Проекты авианосцев представляют две организации – Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) и Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ). Крыловский центр – ведущее научное учреждение страны в области военного судостроения, а Невское ПКБ – авторы проектов всех авианосцев СССР. В течение нескольких лет широкой общественности на различных форумах – Армия в Москве и Международных военно-морских салонах в Санкт-Петербурге было представлено три концепта.
В 2015 году КГНЦ представил проект тяжелого атомного авианосца проекта 23000Э (шифр «Шторм») водоизмещением 95-100 тысяч тонн и палубным авиакрылом, состоящим из 80-90 летательных аппаратов. Этот проект – «одноклассник» американских атомных авианосцев класса «Нимиц» и «Джеральд Форд». Состав авиакрыла – самолеты и вертолеты, аналогичные самолетам, базирующимся на «Кузнецове», с добавлением самолета дальнего радиолокационного обнаружения и беспилотных летательных аппаратов различного назначения.
В 2018 году на форуме «Армия-2018», Крыловский центр показал проект легкого многоцелевого авианосца, предназначенного для боевых действий в дальней морской и океанской зоне. Как сообщал тогда портал Sudostroenie.info, уже подтверждена техническая реализуемость проекта, выполнены оценки стоимости и места строительства (КГНЦ предлагал «Севмаш»), и все было готово для дальнейшего проектирования.
А уже в этом году на форуме «Армия-2019», тот же КГНЦ показал концепт-проект среднего авианосца с атомным реактором и вспомогательной газотурбинной установкой водоизмещением 76 000 тонн шифр «Шторм-КМ», способного нести при этом до сотни летательных аппаратов. Речь шла о том, что в состав авиакрыла кроме самолетов и вертолетов, будут входить беспилотники различных классов, в том числе и те, которые не будут возвращаться на авианосец после выполнения боевого задания.
На Международном военно-морском салоне 2019 Невское ПКБ показало свой вариант авианосца – проект 11430Э шифр «Ламантин». Авианосец имеет атомную силовую установку и несет на борту 60 самолетов и вертолетов различного назначения и 10 тяжелых безпилотников. В качестве преимущества своего проекта А.В.Юхнин, заместитель генерального директора Невского ПКБ сообщил, что основой проекта является авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск», тот самый, который был разобран на стапелях Черноморского завода после развала СССР. Преимущество такого подхода – отсутствие технических рисков при проектировании и сжатые сроки выполнения заказа.
Можно констатировать, что в рядах заказчика пока присутствует разброд и шатание.
Главком ВМФ адмирал Николай Евменов, осмотревший представленный на салоне макет «Ламантина», высказался весьма осторожно: «Атомный авианосец, конечно, будет, но не в ближайшей перспективе». При этом техническое задание на проектирование авианосца флот выдаст проектантам не ранее 2023 года. Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонную промышленность, макет «Ламантина» осматривать не стал…
В заключение можно сказать следующее. Пока проблема авианосца находится на уровне дискуссий, интриг и макетов. Причина понятна – уменьшение финансирования. Кроме этого, флот, понимая, что у него вынужденно есть время, не торопится официально заявлять о том, какой авианосец ему нужен. Все это порождает появление новых концептов, порой весьма экзотических. Радует то, что у флота и Правительства есть четкое понимание о необходимости иметь такие корабли в составе российского флота. Это дает надежду на появление в 30-х годах XXI века нового российского авианосца.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”