Дороги Валерия Уласика

В год 45-летия Байкало-Амурской магистрали знатному транспортному строителю, первопроходцу БАМа стукнуло 74 года, но выглядит он лишь на полста…

Вот такая она, железная старая гвардия — невольно подумалось мне, когда в ходе недавнего весеннего комиссионного осмотра инфраструктуры Северобайкальского региона посчастливилось познакомиться с Валерием Павловичем Уласиком. В нашем кратком разговоре в походном вагоне на станции Лена он поделился некоторыми воспоминаниями о том славном времени, и мы договорились, что иные детали уточним чуть позже, ибо уже прозвучал сигнал к отправлению.

И уже вслед нашему уходящему в ночь эшелону он вскинул в прощальном жесте руку и весело крикнул:

— Звони в любое время, мой юный друг, я всегда на связи! А если надо будет, то приеду к тебе хоть в Иркутск, хоть в Северобайкальск, хоть в Москву — только позови!..

Заметим, что за плечами нашего героя — внушительный список построенных железных и автомобильных дорог, огромное количество мостов, возведенных через различные водные преграды — порядка двух тысяч!

Он родился 26 июня 1945 года в Киеве. А уже через год его родителей, Павла Петровича и Анну Даниловну, направили на восстановление железнодорожной линии Известковая — Ургал, которая в 1942 году была демонтирована совместно с дорогой БАМ — Тында в составе СУ-21 «Управления строительства Ангарстрой» для сооружения знаменитой фронтовой рокады от Саратова до Сталинграда. Известно, сколь велика была ее роль в окружении и разгроме мощной вражеской группировки из 22 отборных дивизий под командованием фельдмаршала Паулюса…

После успешного ввода в эксплуатацию этого объекта чета Уласиков с 1949 по 1952 годы занималась реконструкцией и доведением до необходимых технических параметров железнодорожной линии Пивань — Советская Гавань. А с мая 1953 года они уже строили железнодорожную линию Тайшет — Лена, которая в 1958 году была сдана в эксплуатацию МПС.

Юный Валерий окончил среднюю школу № 85 в Тайшете. После получения аттестата зрелости у него не было особых колебаний и метаний духа: кем быть — перед глазами был наглядный и поучительный пример родителей, стянувших пол-России крепким обручем железных дорог.

Так что его личная эпопея в транспортном строительстве началась в сентябре 1962 года в составе СУ-21 «УС Ангарстроя» — этот коллектив тогда возводил железнодорожную линию Абакан — Тайшет. Затем наш герой принял активное участие в строительстве нечетного парка, четвертого обводного пути и реконструкции локомотивного депо станции Тайшет.

Ну, а дальше, как говорится, пошло-поехало: сдача в эксплуатацию первой очереди Коршуновского ГОКа на станции Коршуниха-Ангарская, строительство железнодорожной линии Ачинск — Абалаково — Маклаково, подъездного железнодорожного пути к Братскому алюминиевому заводу, железнодорожной линии Хребтовая — Усть-Илимск, реконструкция, электрификация и второй путь железнодорожной линии Тайшет — Лена, строительство железнодорожной линии БАМа до станции Звездный, Нии и Небеля в должности руководителя СМК-3.

Затем вызван в Москву и согласно 46-му постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР, направлен руководителем на строительство ж. д. линии Погромное — Пугачев.

После строительства железнодорожной линии Погромное — Пугачев наш герой возводит второй путь Орск — Кимперсай — Ащелисай — Батамша — Хром-Тау — Никель-Тау.

По возвращении обратно на севера, с окончанием договоренностей, он строит бамовские железнодорожные мосты до озера Леприндо, различные объекты соцкультбыта в Улан-Удэ и Усть-Куте. Затем, после шести лет работы в лесном комплексе Иркутской области по просьбе мэра Усть-Кутского района, вновь возвращается на стройку века: возводит железнодорожные линии и мосты на участках Новая Чара — Чина, Улак — Эльга, Нерюнгри — Нижний Бестях (Якутск).

Также Валерий Павлович принял активное участие и в строительстве автодорог и мостов «Амур», «Вилюй», Верхняя Чона — Талакан, Видим — Илим, в промышленном обустройстве нефтегазоконденсатных скважин Верхне-Марково, ЯНГКМ и строительстве эстакады в Усть-Куте.

А совсем недавно, в минувшем 2018 году, успел ветеран поучаствовать и в строительстве второго пути нового моста через Лену и через ручей Приленский. В том же году не обошлись без него и на федеральной автодороге «Вилюй» — там Валерий Павлович со товарищи возвел железобетонный мост через ручей Сосновый…

Такие вот у него за плечами десятки железнодорожных линий, автодорог и тысячи мостов. Это ж сколько надо энергии, мужества, трудолюбия, отваги и верности своему призванию, чтобы с честью пройти это немыслимое многолетнее горнило тяжких испытаний!

— Да уж, жизнь как песня, и эту песню нелегко сложить, — улыбается мой собеседник.

Заметим, что он отнюдь не Геракл — среднего роста, в плечах косая сажень. Причем Палыч, как запросто называют его друзья и соратники, скромен, прост и демократичен в общении. Между тем его школу прошла почти вся бамовская плеяда известных Героев Соцтруда — он с удовольствием перечисляет их: Саша Бондарь, Леня Казаков, Витя Лакомов, двое Слав — Огородничук и Аксенов…

Тепло вспоминает Палыч и своих бывших руководителей — Василия Серафимовича Белопола и Феликса Викентьевича Ходаковского. Пользуясь случаем, он через нашу газету передает им всем пламенный привет и поздравления в связи с наступающим большим юбилеем БАМа. А еще шлет поклон бамовцам-северобайкальцам Сергею Коломийцеву, Николаю Прокопюку, жителям Алдана Михаилу Низовцеву, Нерюнгри — Юрию Васильеву, Братска — Анатолию Червякову, Самары — Дмитрию Когану и строителю Крымского моста Сергею Шалому…

Навсегда ему врезались в память жаркие декабрьские дни 1973 года (конечно, в переносном смысле — морозы в ту суровую зиму трещали под минус 50), когда он организовывал десант первостроителей в будущий поселок Звездный, занимался подготовкой ряда объектов на месте — доводил до ума столовую, пекарню, клуб «Таежник», строил вантовый мост через реку Таюру.

Да, на долю первого десанта из 17 человек во главе с мастером Станиславом Ивановым и инженером Виталием Корховым выпала нелегкая миссия — до 19 января 1974 года на 25 километре будущей трассы они намораживали лед для переправы тяжелой техники через Лену.

— Ребята укладывали горбыль, затем шел «полив», как замерзнет слой, снова шел в ход горбыль — и таким вот образом намораживали лед до требуемой метровой толщины, — вспоминает сегодня ветеран.

Совместно с Феликсом Ходаковским наш герой в мае того же года встречал в Звездном и размещал посланцев 17 съезда ВЛКСМ, проводил обучение и принимал экзамены.

Валерий Уласик имеет два технических диплома по специальности «Изыскание, проектирование, строительство железных дорог» — после окончания техникума и вуза. А совсем недавно, в 2015 году окончил Европейскую техническую школу, получил соответствующее удостоверение — ведь учиться никогда не поздно.

Но главными университетами все же были вышеупомянутые стройки, где ковались сталь его характера и умение найти общий язык с любым человеком — свойства, присущие немногим высококлассным профессионалам и управленцам.

А начинал он ведь с самых азов и последовательно прошел все «ступени совершенства»: был рабочим, старшим рабочим, бригадиром пути, строительным мастером, производителем работ, начальником строительно-монтажной колонны, главным инженером СМП, начальником СМП, начальником мостоотряда, начальником оперативной группы Мостостроя, начальником строительства мостов.

И даже сегодня, в уже почтенном возрасте, он полон энергии и оптимизма, уверяет, что каждый день у него — счастливый. И вообще ему претит пребывание в составе унылых и скучных «диванных войск» — он всегда в движении, всегда в пути: то навещает старых коллег и соратников по БАМу, помогает им пережить трудные времена, то запросто построит кому-либо из сотоварищей дачный домик или баньку, то съездит в Иркутск, похлопочет в высоких инстанциях «за други своя» — вот буквально на днях он вернулся оттуда в ставший родным Усть-Кут.

Вместе с любимой супругой Татьяной Вениаминовной они вырастили и воспитали двоих сыновей и дочь: старший сын Владимир трудится механизатором в Осетровском речном порту, Надежда — заместителем директора по организации производственных процессов в местной компании, работающей в нефтегазовой отрасли, младший, Даниил — в торговой сфере.

К слову, в этой нефтегазовой отрасли как раз-таки оказался и ныне востребован богатейший опыт знатного транспортного строителя и мостовика — сегодня Валерий Павлович, как и прежде, в строю, успешно руководит строительством железнодорожной ветки для усть-кутских нефтяников и газовиков…

Сергей Ринчинов

“Новый вторник”

Ранее

СУ-35 над Южно-Китайским морем

Далее

Киркоров переел «Кремлевский»…

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru