Нужна ли россиянам 4-дневка?

Похоже, правительство очень хочет, чтобы на ушах стояла вся страна

Опрос ВЦИОМа об отношении россиян к 4-дневной рабочей неделе был проведен еще в июне, как только премьер-министр впервые озвучил предложение, и, казалось бы, должен был поставить точку в этом вопросе. Ведь работать четыре дня тогда согласились лишь 28%, а 48% высказались категорически против.

Около 89% респондентов были уверены, что в связи с сокращением числа рабочих дней снизится заработная плата, и лишь 17% радовались тому, что смогут больше времени провести с семьей. Впрочем, правительство считает иначе: оно всеми силами взялось убеждать наших граждан в том, что денег меньше не станет.

К убеждению неверующих подключились даже профсоюзы. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) заявила о том, что «зарплата останется на прежнем уровне». ФНПР ссылается на опыт европейских стран, где работают меньше, а получают больше. Так, в Нидерландах работают по 27 часов в неделю, во Франции — по 35.

И вот результат — уже в августе опубликованы новые результаты опроса: теперь жители России приветствуют переход на четырехдневную рабочую неделю. Теперь такую идею поддерживают 49% участников опроса. Против сокращения рабочего времени высказался 31% россиян (что, согласитесь, тоже немаленькая цифра).

Депутат Госдумы Андрей Исаев заявил о том, что уже в сентябре Госдума разработает законопроект о четырехдневной рабочей неделе. К чему такая «забота о населении», не совсем понятно. Ведь уже сейчас любой работодатель может разрешить своим сотрудникам работать хоть четыре дня в неделю, хоть три, хоть работать дома или, быть может, вообще не работать, а только приходить за зарплатой. Так зачем же огород городить?

«Депутаты открыто заявляют о том, что хотят принять закон с целью уменьшения уровня безработицы, — комментирует социолог Роман Заваришин. — То есть предполагается, что предприятиям после перехода на четырехдневку придется нанимать больше сотрудников. При этом те же депутаты заявляют, что россияне будут больше отдыхать и из-за этого у них на 20% вырастет производительность труда, в итоге зарплаты не изменятся и нанимать новых сотрудников не придется».

«Федерация профсоюзов клянется, что зарплаты не изменятся, — продолжает Заваришин. — Возможно, так и будет, но за счет 20%-ной инфляции. Достаточно поднять цены на одну пятую, и зарплаты сами собой обесценятся на 20%, при этом в рублевом выражении они действительно сохранятся на прежнем уровне».

Таким образом, общий пирог зарплат на одном предприятии будет размазываться на большее количество сотрудников, ожидаемая безработица окажется не столь высокой, и это поможет миллионам россиян не умереть с голоду.

«Правительство уже давно подготавливает население к тому, что безработица резко вырастет, — считает Заваришин. — Например, нам регулярно рассказывают сказки о роботах, которые заменят всех работников. На самом деле никакой существенной роботизации на предприятиях сегодня не заметно — на модернизацию в условиях кризиса у них просто нет денег».

Поможет ли россиянам размазывание общего пирога? Эксперты считают, что вряд ли. Дело в том, что уровень жизни сейчас и так предельно низок, а сокращение реальных доходов еще на 20% загонит в нищету еще как минимум 20% населения.

Кроме того, сокращение рабочей недели приведет к конфликтам между работниками и работодателем и к дальнейшему росту социальной напряженности.

«У нас есть категории работников, которые за последние 20 лет привыкли работать на несколько ставок, например педагоги и медики. Когда их переводят с двух ставок на одну, набирая новых сотрудников, это воспринимается старым коллективом в штыки: никто не хочет отнимать кусок хлеба у своих детей и отдавать его пришлому дяде или тете. В кризис люди борются за свой доход еще ожесточеннее», — констатирует Заваришин.

В некоторых регионах, после того как медикам и педагогам несколько лет назад подняли зарплаты и «пустые» ставки стали закрываться новыми сотрудниками, начались целые акции протеста со стороны сложившегося костяка работников, учреждения просто стояли на ушах.

Теперь правительство, похоже, хочет, чтобы на ушах стояла вся страна.

Аделаида Сигида

“Новый вторник”

Ранее

Инфарктов и инсультов меньше не становится

Далее

«Эстрада — это другая музыка, но мы ее ценим и боготворим»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru