Брачный договор Алексея Ананьева признан недействительным
За два месяца до санации Алексей Ананьев, экс-совладелец Промсвязьбанка, на основании брачного договора передал своей супруге некоторую часть своего имущества, а именно порядка 5,3 тысяч картин в стиле соцреализма. Суд признал данный договор недействительным.
Мещанским районным судом Москвы было принято решение, на основании которого признаётся недействительным брачный договор, заключённый между Алексеем Ананьевым, бывшим совладельцем Промсвязьбанка (ПСБ), и Дарьей Ананьевой, его женой. Соответствующее решение суд вынес ещё 25 октября, уточняется в сообщении РБК, ссылающегося на заявление представителя банка.
В свою очередь Дмитрий Тугуши, являющийся адвокатом Алексея Ананьева, заверяет, что данное решение не устраивает его клиента и принятый судом вердикт будет обжалован.
Где картины и квартиры?
За два месяца до начала проведения процедуры санации ПСБ, начавшейся в декабре 2017 года, Дарья Ананьева стала собственницей части имущества своего супруга-банкира, отметил представитель ПСБ. На сегодняшний день банк уже состоит в собственности государства, а против его бывших руководителей – Алексея и Дмитрия Ананьевых, включая и тех, кто занимал должности топ-менеджеров финансовой организации, ведутся судебные процессы о взысканиях с данных лиц суммы в 282 млрд руб. Так, в сентябре, спустя около двух лет после санации ПСБ, Басманным судом Москвы были заочно арестованы Алексей и Дмитрий Ананьевы. Братья обвиняются в растрате (ст. 160 УК, наказание – до 10 лет лишения свободы) и отмывании денежных средств (ст. 174.1 УК, до 7 лет заключения).
Как сообщил представитель ПСБ, объектами брачного договора между четой Ананьевых стала самая крупная из имеющихся во всём мире коллекций картин в стиле соцреализма (5299 произведений искусства), ценные бумаги иностранных компаний (из них: 50% акций «Группы Техносерв» и 50% в уставном капитале компании Technoserv B.V., зарегистрированной в Нидерландах), различного рода недвижимость (сюда вошли 3 квартиры в д 137, расположенном на Ленинском проспекте, жилплощадь, находящаяся на Большой Спасской улице). Помимо прочего Дарья Ананьева стала собственником 1.000 акций кипрской Bloumer и 11.000 акций компании Skibren, зарегистрированной там же. Согласно пунктам договора Ананьева стала и владелицей недвижимости банкира, расположенной в Австрии и Португалии.
В ходе проведения заседания в суде юристы ПСБ говорили о том, что брачный договор, составленный между супругами Ананьевыми по прошествии 29 лет их совместной жизни и подписанный за 2 месяца до установления в банке временной администрации ЦБ, не ставил себе никакую другую правомерную цель, кроме той, которая бы позволила сокрыть имеющееся в распоряжении имущество от нападок кредиторов Алексея Ананьева. Представитель банка уточнил, что ПСБ намерен добиваться возврата данного имущества, включая и ранее поданный иск на 282 млрд рублей.
Однако, согласно позиции защиты Ананьева, у юристов ПСБ вообще нет никакого права на подачу соответствующего иска (относительно признания брачного договора недействительным – прим. ред.).
«Обратиться в суд о признании недействительным какого-либо договора, заключенного между третьими лицами, имеет право только законно установленный кредитор, ПСБ таковым не является», – говорится в заявлении Дмитрия Тугуши. Адвокат сообщает, что иски относительно взыскании убытков, ранее предъявленные на заседании Арбитражного суда к экс-владельцам банка, так и не были удовлетворены. Он отметил, что банк не выступает в роли текущего кредитора для Алексея Ананьева и указал, что у банка не имеется законного требования имущественного характера к его клиенту.
Известно, что суд удовлетворили в требовании ПСБ относительно процедуры признания ранее заключенного брачного договора в качестве недействительного, однако судом было отказано в признании последствий отмены имеющейся сделки – процесса по передаче активов обратно в качестве совместной собственности. Адвокат указывает на необходимость ознакомления с мотивировочной частью. Он считает, что из её содержания станут ясны причины того, почему ряд требований был удовлетворён, а в ряде было отказано.
Как считает Дарья Шляпникова, адвокат Forward Legal, имущество, которое ранее было передано на основании брачного договора, будет возвращено в общую совместную собственность мужа и жены. Юрист отмечает, что на основании общего для всех правила, размер доли супругов в совместном имуществе признаётся равными.
История имущества Ананьевых
Известно, что в мае текущего года Арбитражный суд наложил арест на имущество, находящееся в собственности Ананьевых. Под действие обеспечительных мер попало два самолета модели Bombardier Challenger 650, сюда же вошло 50 объектов различного рода недвижимости, 8 авто марки Mercedes и 1 автомобиль Jaguar, достойная и многочисленная коллекция произведений в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) и само здание этого учреждения. В сентябре суд постановил оставить апелляционные иски на арест имущества без соответствующего удовлетворения.
Отметим, ИРРИ прикрыл свою деятельность сразу после вынесенного решения суда, однако уже в июне Промсвязьбанку удалось выяснить, что некоторое количество картин, стоимость которых оценивается в сотни млн рублей, была передана руководством музея в фонды кипрской компании под названием Diolelta Investments Limited, деятельность которой, как утверждает представитель банка, напрямую связана с женой Алексея Ананьева.
Но этим дело не ограничилось. Стало известно, что не только жена Алексея обзавелась новым имуществом. Промсвязьбанком в арбитраже было заявлено, что и его брат Дмитрий Ананьев последовал его примеру и передал имеющиеся в его распоряжении активы своей супруге Людмиле. Всё это ему удалось оформить за пару месяцев – с ноября 2017 по январь 2018 года. Специально для этих целей Дмитрий заключил со своей женой допсоглашение к уже имеющемуся между супругами брачному контракту.
В заявлении судьи Высокого суда Лондона говорилось, что в сентябре этого года и Дмитрий Ананьев решил передать свою часть интересов в бизнесе, более известном как группа ПСН (занимающаяся девелоперской деятельностью – прим. ред.), своей супруге. Она в последующем передала свыше 50% полученных ею интересов представителям третьей стороны. Согласно информации РБК, 6 августа 2018 года Людмилой Ананьевой была совершена сделка по продаже доли в размере 50% плюс 1 акция в 3 компаниях, зарегистрированных на Кипре. В сообщении указывалось, что именно на эти компании была официально оформлена недвижимость ПСН: сюда вошли бизнес-центры, активно сдающиеся в аренду, а также жилые комплексы, находящиеся на стадии строительства. Точное количество ЖК не названо. Отметим, эти доли были выкуплены офшорами, зарегистрированными на территории Маршалловых и Сейшельских островов. Источник пишет, что их точные бенефициары неизвестны.
Арина Михайлова
По материалам: “Наша Версия”