Чем обернётся покупка ЧТПЗ Дмитрием Пумпянским для госбанков и нефтяных компаний?
Подконтрольная Дмитрию Пумпянскому «Трубная металлургическая компания» объявила о закрытии сделки по покупке «Челябинского трубопрокатного завода». Теперь ТМК владеет 86,54% акций ЧТПЗ, которые ранее принадлежали бывшему сенатору Андрею Комарову. Эксперты опасаются повышения цен на трубную продукцию и обращают внимание на многомиллиардную задолженность объединённой компании.
Сумма сделки составила 84,2 млрд рублей, она была профинансирована за счёт собственных средств покупателя. Владельцам оставшихся 13,46% акций будет выставлена оферта в соответствии с российским законодательством.
В сообщении на официальном сайте ТМК сказано, что в периметр сделки вошли все производственно-сбытовые и сервисные активы, заготовка и переработка лома, а также предприятия, связанные с деятельностью трубно-магистрального дивизиона ЧТПЗ. За её пределами остался лишь нефтесервисный дивизион ГК «Римера». За счёт нового актива компания Пумпянского «ожидает получения существенного синергетического эффекта, в том числе за счет оптимизации загрузки мощностей и логистических расходов, а также расширения ассортимента выпускаемой продукции и роста операционной эффективности бизнеса».
При этом целый ряд экспертов и участников отрасли считает, что в результате нового приобретения Пумпянского на рынке бесшовных труб может появиться монополист с «колоссальной» долговой нагрузкой. «Наверняка в первую очередь это отразится на нефтегазовых компаниях, которые являются ключевыми потребителями бесшовных труб. Этому рынку стоит готовиться к повышению цен», — приводит РБК слова представителя Загорского трубного завода. Ранее ЗТЗ сам планировал слияние с ЧТПЗ, но сделка не состоялась.
Ни слова о главном
Объединение ТМК и ЧТПЗ сосредоточит в одних руках более 40% российского производства металлических труб, причём в отдельных сегментах рынка эта цифра может быть в два раза больше. В частности, речь идёт о бесшовных трубах нефтяного сортамента (OCTG), которые используют на нефтяных и газовых скважинах (79%). Что касается труб большого диаметра (ТБД), используемых в том числе для строительства газопроводов «Газпрома», то здесь доля объединённой компании может достигать 30-35%, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.
В связи с этим структурам Дмитрия Пумпянского и Андрея Комарова пришлось согласовывать сделку с Федеральной антимонопольной службой. Вместе с положительным ответом ФАС выдала ТМК предписание о недопущении роста цен, а также выставила структурные ограничения – покупатель ЧТПЗ должен продать часть активов, чтобы снизить долю на рынке. Однако подробности служба не раскрывает.
По данным «Коммерсанта», речь может идти о мощностях по выпуску 500 тыс. тонн бесшовных труб, которые «Трубная металлургическая компания» якобы должна продать в течение полутора лет. Собеседники издания считают, что речь может идти о продаже Синарского трубного завода или убыточного «Тагмета». Правда, предписание ФАС, по всей видимости не содержит конкретных санкций, которым может подвергнуться ТМК, если не продаст активы в установленный срок.
Долгие поиски покупателя
Экономический кризис, вызванный пандемией, сильно ударил по металлургическому рынку. Из-за резкого снижения спроса, собственникам холдинга ЧТПЗ пришлось останавливать работу цехов и сокращать персонал. Как правило, раньше на помощь предприятию приходило государство, но в этот раз выход нашли в продаже активов. Прошлогодняя попытка объединения с ЗТЗ была лишь одной из многих.
В 90-е, когда экономические проблемы ЧТПЗ связывали с его чрезмерной зависимостью от основного заказчика – «Газпрома», на помощь заводу пришел Виктор Христенко. В марте 1997-го он был назначен полпредом президента в Челябинской области, в июле того же года – заместителем министра финансов РФ.
В 2012 году «Газпром» приостановил строительство газопроводов «Южный поток» и «Алтай», и ситуация на трубопрокатном заводе повторилась вновь. Заказы сократились на 40%, долги достигли 100 млрд рублей. Андрею Комарову тогда удалось выбить госгарантии, кредиты предприятия были реструктурированы. Однако с тех пор завод так и не смог ощутимо снизить долговую нагрузку, что не раз становилось причиной для слухов о его скорой продаже.
В 2018 году ходило много разговоров об интересе к ЧТПЗ со стороны «Газпрома», пресса регулярно писала о встречах Андрея Комарова с Алексеем Миллером. По некоторым данным, несостоявшаяся в прошлом году сделка с ЗТЗ могла быть профинансирована «Газпромбанком».
Скорректированная EBITDA «Челябинского трубопрокатного завода» в прошлом году составила 28,53 млрд рублей (–10%), выручка от реализации продукции упала на 28,2%, до 137,98 млрд рублей. Чистый долг на конец декабря находился на отметке 73,82 млрд рублей (+10%). Соотношение чистый долг/EBITDA по итогам 2020-го составило 2,6.
Что касается ТМК, то её чистый долг на 31 декабря прошлого года составил 98,7 млрд рублей, выручка – 222,6 млрд рублей ( – 28% по сравнению с предыдущим годом). На фоне этого нетрудно предположить, что следующим шагом владельца новой трубопрокатной империи Дмитрия Пумпянского станет обращение к правительству с просьбой о реструктуризации кредитов в госбанках.
Белла Комова, Алексей Привалов
По материалам: “Наша Версия”