Президент России Владимир Путин 9 июня в режиме видеоконференции даст команду на запуск первого пускового комплекса Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Он включает в себя две технологические линии и гелиевую установку
Осенью 2015 года торжественная церемония старта строительства завода также началась по видеоотмашке президента.
Амурский ГПЗ расположен на площадке территории опережающего развития, в 18 километрах от города Свободного Амурской области. Общая площадь предприятия составит 850 гектаров. По проекту предусмотрено пять пусковых комплексов, включающих шесть технологических линий с производительностью каждой по 7 млрд кубических метров.
На данный момент предприятие подключено к магистральному газопроводу «Сила Сибири», по которому газ из России поставляется в Китай. На завод будет поступать многокомпонентный газ Якутского (месторождение Чаяндинское) и Иркутского (месторождение Ковыктинское) центров газодобычи.
Завод станет не просто «трубой в Китай», а одним из крупнейших в мире предприятий по переработке газа. Он будет производить очищенную метановую фракцию для поставок на экспорт, а также извлекать из сырьевого газа ценные фракции для переработки на территории России.
Несмотря на то что в мире есть сравнимые по мощности перерабатывающие производства, Амурский ГПЗ будет первым, построенным с нуля и способным переработать такие объёмы.
Планируется, что завод станет одним из крупнейших в мире гелиевых производств (гелий используется в космонавтике, авиации, судостроении, ядерной и лазерной технике, медицине и научных исследованиях). На предприятии предусмотрены три установки тонкой очистки, сжижения и затаривания гелия мощностью 20 млн кубических метров товарного гелия в год каждая. Общая производительность может достигать 60 млн кубических метров в год в пересчёте на газообразный гелий. Это сопоставимо с объёмом, который в прошлом году был произведён в США, лидирующих по объёму поставок в мире.
Мировое потребление гелия составляет примерно 170 млн кубических метров в год, а спрос в России не превышает, по оценке промышленного эксперта Леонида Хазанова, 3–3,5 млн кубических метров в год. Основными потребителями выступают индустрия развлечений и медицина.
Между тем мировой рынок, по оценкам Industrial Marketing Research Group, вырос на 20 процентов в 2020 году. Одновременно увеличились и цены на гелий.
Учитывая объёмы потребления гелия на внутреннем рынке, основная его масса с Амурского ГПЗ будет отправляться на экспорт – в Китай, Японию и другие страны мира, рассказал Хазанов «Октагону»:
– Благодаря запуску нового предприятия Россия сможет занять 25–30 процентов мирового рынка элемента № 2. Спектр применения довольно широк, начиная от надувания воздушных шариков, металлургии, выпуска лазеров и заканчивая магнитно-резонансной томографией и созданием чистых сред для производства жидкокристаллических экранов и оптоволоконных кабелей: именно они в последние годы и являются драйвером роста потребления гелия на планете.
Сейчас гелий добывается на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении, где его содержание составляет почти 0,055 процента, уточнил эксперт.
Для Амурского ГПЗ сырьевой базой будут Ковыктинское газоконденсатное и Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождения с концентрациями гелия 0,28 процента и 0,45 процента соответственно.
Функции инвестора и заказчика проекта выполняет ООО «Газпром переработка Благовещенск». Управление строительством ведёт НИПИГАЗ (входит в состав «СИБУРа»). Поставщиком основного технологического оборудования для криогенного разделения газа с получением гелия и других компонентов для нефтехимии выступает Linde AG (Германия). Весь проект оценивается почти в 800 млрд рублей. Эти средства в 2019 году «Газпром» привлёк на международных рынках. Проектное финансирование стало крупнейшим в истории компании, в пул кредиторов вошли в том числе 14 европейских и японских банков, которые выделили порядка 3,6 млрд евро под страховое покрытие западных экспортно-кредитных агентств на 17 лет – рекордный для российских компаний срок. В пуле кредиторов также китайские и российские кредитные организации.
Привлечённое финансирование от европейских банков в период действия старых и попытки введения новых санкций с одной стороны говорит о том, что европейские банки не ориентируются на санкции США, с другой – о хорошем технико-экономическом обосновании.
«Кредиторы обращали внимание на прибыль, которую принесёт проект – как за счёт продажи гелия, так и за счёт реализации остальных видов продукции. Российские банки такой проект не потянули бы однозначно, так как у “Газпрома” очень большая долговая нагрузка». – Леонид Хазанов, промышленный эксперт.
Эксперт добавляет, что проект ещё и отражает курс на переработку природного газа, продукты в результате которой имеют большую экспортную цену, нежели чистый газ.
В том, что зарубежные банки предоставили финансирование проекту Амурского ГПЗ, нет ничего удивительного, считает Хазанов:
– Во-первых, введённые с 2014 года санкции не касались «Газпрома», затрагивая лишь его добывающие и транспортные «дочки», работающие исключительно в России, «Газпромбанк» и «Северный поток-2» (и, как мы видим, «Газпромбанк продолжает работать, «Северный поток-2» успешно достраивается). Во-вторых, было очевидно, что ни США, ни Европейский Союз не рискнут установить жёсткие санкции против «Газпрома» – в США он практически никаких дел не ведёт, Европейский Союз сильно зависит от его поставок голубого топлива, и ввести санкции против «Газпрома» значило бы подкосить собственную энергетическую безопасность. В-третьих, инвесторы основывались на предоставленных им технико-экономических показателях Амурского ГПЗ, которые сулят большую выгоду даже в условиях действующих санкций.
Кроме технологических установок, в проект входит создание подъездных дорог, железнодорожных коммуникаций, причала на реке Зее и жилого микрорайона в Свободном для работников предприятия (это не только жилые дома, но и вся необходимая социальная инфраструктура: поликлиника, детский сад, школа, спортивный комплекс, Дом культуры и так далее).
При запуске всех технологических линий, а это по планам должно произойти в 2024 году, количество рабочих мест на заводе составит около 3 тыс. Выход на полную проектную мощность ожидается к 1 января 2025 года.
Также Амурский ГПЗ станет поставщиком сырья для Амурского газохимического комплекса (ГХК), который будет выпускать полиэтилен и полипропилен. В августе 2020 года запустили его строительство. Стоимость оценивается суммой около 11 млрд долларов. Проект Амурского ГХК предполагает производство базовых полимеров общей мощностью 2,7 млн тонн в год – 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена из этана и сжиженного углеводородного газа (СУГ). По предварительной оценке, до 2040 года реализация проекта позволит увеличить объём несырьевого экспорта на 4,6 трлн рублей.
Однако в перспективе «Газпром» может столкнуться с конкуренцией, уточняет Хазанов: Иркутская нефтяная компания строит гелиевый завод на базе Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения (его запуск ожидается в следующем году) и собирается построить аналогичное предприятие на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении.
Татьяна Бершадская
По материалам: “Октагон”