Строительная уберизация

В России на фоне кадрового дефицита началось развитие электронных площадок для профессиональных строителей

До конца года власти Москвы планируют запустить в работу автоматизированную систему «Стройкадры», где будут агрегироваться данные по специалистам отрасли и даже студентам профильных учебных заведений. Кроме государственных, на рынок выводятся и частные проекты по подбору профессиональных кадров – например, уже работают подобные сервисы от застройщика ПИК и производителя стройматериалов Xella.

По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), за последние 25 лет производительность труда в российском стройкомплексе не только не увеличилась, но и упала на 4,2 процента. И на фоне пандемии и роста строительства из-за льготных ставок ситуация с кадрами продолжает ухудшаться. В итоге это приводит и к росту издержек девелоперов, и к снижению качества строительных работ, так как профессионалов на рынке не хватает.

По мнению экспертов, такая ситуация характерна не только для России, но даже и для ведущих экономик мира.

– Во-первых, практически по всей линейке наиболее популярных и востребованных профессий наметилась так называемая квалификационная яма. Это когда компетенции сотрудника используются не в полной мере или не совсем по тем направлениям, где профессионал действительно силён. Во-вторых, по всему миру сложилась практика, когда соискатели по своей квалификации недотягивают до требований работодателя, но из-за дефицита высококачественных кадров последний вынужден или брать на работу тех, кого удалось найти, или завышать заработную плату, чтобы привлечь хороших профессионалов, – рассказывает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Одним из способов решения этой проблемы участники рынка видят создание отраслевых узкоспециализированных платформ. На таких площадках работодатели могли бы быстро и с высокой долей достоверности находить требуемых по квалификации специалистов на определённый объём работ. А исполнители – находить проекты, где требуются именно их специализация и опыт.

Власти взялись за индустрию

На подобный запрос от рынка решили ответить московские власти, которые к концу года готовятся запустить в работу автоматизированную систему «Стройкадры». Площадка, которая будет открыта только для представителей сферы, призвана объединить всех участников строительной отрасли столицы. В базе данных будет собрана актуальная информация по специалистам и соискателям, включая студентов профильных учебных заведений. Любой работодатель, получив доступ к системе, сможет подобрать квалифицированный персонал, а не покупать кота в мешке. Это позволит сократить сроки поиска специалистов, ликвидировать простои и обеспечить стабильное качество выполнения работ.

– Подсистема «Стройкадры» является частью Информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД), предназначенной для аналитической поддержки органов власти и организаций – участников строительства, – говорит президент межотраслевой ассоциации в области проектирования и строительства «Синергия» Александра Белоус.

«Программа призвана помочь получать реальную картину рынка труда и актуальную статистическую информацию, чтобы сократить время поиска необходимых специалистов. Это поможет государству эффективнее привлекать кадры для строительства, особенно при исполнении госконтрактов по итогам конкурсных процедур». – Александра Белоус, президент межотраслевой ассоциации в области проектирования и строительства «Синергия».

По её словам, ещё одной задачей, для решения которой и создаётся новая площадка, станет снижение коррупциогенности в отрасли. Из-за больших масштабов и высокой сложности работ возникает большой простор для различных злоупотреблений. Особенно при возведении или ремонте объектов в рамках государственных контрактов. И «Стройкадры» должны помочь повышению прозрачности ценообразования и эффективности строительных работ.

Площадки зачистят рынок

Впрочем, подобные агрегаторы, открытые для широкой публики, уже действуют и за рубежом, и в России. Например, аналогичные задачи сейчас решает проект группы компаний ПИК – «ПИК.ПРО». Это мобильное приложение для узких специалистов: гипсокартонщиков, ламинатчиков, сантехников, плиточников. Сервис призван напрямую соединить девелоперов и специалистов без посреднических услуг прорабов.

«ПИК.ПРО» – мобильное приложение для узких специалистов: гипсокартонщиков, ламинатчиков, сантехников, плиточников. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Другой проект, пришедший в Россию из Европы, – Building Companion – выполняет функции подбора целых строительных компаний для индивидуального строительства. Здесь собраны уже не только узкоспециализированные подрядчики, но также архитекторы, продавцы и производители стройматериалов.

– Building Companion – это модель уберизации строительной отрасли. Вся информация на портале позволяет заказчику найти бригаду для строительства своего дома так же легко, как выбрать отель для отпуска. В основу базы данных легла собранная нами за годы работы в России информация о многочисленных партнёрах, качеству которых мы доверяем, а зачастую и сами обучали. При этом база постоянно пополняется. В перспективе это сделает рынок более прозрачным, – рассказывает исполнительный директор компании Xella (запустила сервис в России) Андрей Башкатов.

В свою очередь, председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура уверен, что создание участниками отрасли строительных маркетплейсов зачастую продиктовано борьбой за лояльность клиента и общими трендами на диджитализацию бизнес-процессов.

«Покупатель становится лояльным, когда его потребности полностью отработаны и закрыты. Если это можно осуществить, в том числе с помощью функционального маркетплейса, значит, нужно использовать этот шанс». – Александр Ванчура, председатель правления концерна «Русич».

По словам Андрея Башкатова, специализированные под строительную отрасль IT-продукты должны в будущем упростить потребительский опыт. Кроме того, узконаправленные платформы будут иметь и более высокое качество размещаемых специалистов, так как владельцы площадок будут уделять внимание отбору партнёров, поскольку несут репутационные риски в сравнении с неспециализированными агрегаторами.

– Главная проблема площадок вроде YouDo или «Авито» в том, что это частные сервисы-посредники, по сути, не несут никакой ответственности за размещаемую информацию и не имеют реальной возможности контролировать качество товаров и исполнения услуг, а также эффективно бороться с мошенниками, – поясняет Александра Белоус.

Ещё одной проблемой является привлечение на специализированные платформы самих строителей.

– Идея подобных сервисов действительно интересная, но не всегда находит отклик у самих строителей, хотя любые маркетплейсы, по идее, должны стать солидным подспорьем в увеличении заказов. Но пока я вижу, что активно используется ресурс Profi.ru. Главная проблема таких площадок – возможность накрутить отзывы и взять чужое портфолио, поэтому для узкоспециализированных платформ важно разработать и внедрить грамотную систему верификации, – заключил владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский.

Игорь Лесовских

По материалам: “Октагон”

Ранее

Отечественная дорожная техника на ухабах

Далее

СИБУР отдаст свой долг государству

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru