Думаю, что самая большая опасность для журналистики — соблазн угодить тому, кто платит за музыку. Именно коммерциализация может превратить вторую древнейшую профессию в первую.
Как же сохранить творческую независимость журналиста в непростых для нашего цеха условиях современной российской действительности? И как мне удавалось сорок лет говорить собственным голосом в жестко регламентированных СМИ советского периода?
На оба эти вопроса я могу дать один ответ. Лучшая защита от любого нажима сверху — это кокон компетентности. Журналист должен найти для себя нишу, проблемы которой он знал бы на два порядка лучше, чем его аудитория, и хотя бы на порядок лучше, чем руководство. Как газетные, так и телевизионные начальники чувствовали, что я знаю о Китае и Японии гораздо больше них. И не решались делать мне замечания, давать ценные указания, дабы не попасть впросак.
Помню, самым ответственным выступлением считался двухминутный комментарий в программе «Время», которую смотрела вся страна. Полагалось приносить текст лично председателю Гостелерадио Сергею Лапину. Тот обычно откладывал мои листки в сторону и говорил: «Тут мне тебя учить нечему. Расскажи-ка лучше, за какую тесемку надо потянуть у гейши, чтобы распахнуть у нее кимоно?» Я охотно делился опытом, и общение с начальством на этом заканчивалось.
За тринадцать лет, пока я вел «Международную панораму», мои тексты читала только ее редактор Татьяна Миткова, да и то лишь для того, чтобы знать, после каких моих слов какой сюжет включать. Кокон компетентности защищал меня и здесь.
Благодарен судьбе, что именно мне выпала возможность первым из наших соотечественников возложить цветы к могиле Рихарда Зорге на токийском кладбище Тама. Изучая материалы, связанные с жизнью легендарного разведчика, я запомнил и сделал своим девизом его слова: «Чтобы узнать больше, нужно знать больше других. Нужно стать интересным для тех, кто тебя интересует».
Расскажу еще об одном эпизоде в моей жизни. Мне довелось побывать в иранском городе Ширазе, посетить там могилу Хафиза. Возле нее всегда сидит седобородый старец с томиком стихов этого поэта. Нужно положить книгу на надгробную плиту и раскрыть ее наугад, дабы получить напутствие покойного. Я проделал это с бьющимся сердцем. И вот что прочел мне старец: «Воспевать красоту звездного неба вправе лишь поэт, хорошо изучивший законы астрономии».
Всеволод ОВЧИННИКОВ
Об авторе
Всеволод Владимирович Овчинников — известный советский и российский журналист-международник. Автор книг «Ветка сакуры», «Корни дуба», «Горячий пепел» и других. В настоящее время — обозреватель «Российской газеты».