Жители сел Ртищевского района Саратовской области собираются ехать в Кремль – жаловаться на главу РЖД Владимира Якунина.
В то время как руководитель страны говорит о том, что даже в кризис государство должно выполнять все взятые на себя социальные обязательства, руководители российских госкорпораций откровенно саботируют этот призыв. Для них максимальная выгода, прибыль в ведомственном, считай – частном – кармане превыше всего. На то, какой ценой она достигается, обладателям больших кабинетов и семизначных зарплат наплевать. Иначе как еще объяснить политику монополиста РЖД по масштабному сокращению сети пригородных поездов? Компания попросту отбирает у многих селян единственный способ связи с большими городами, с нормальной жизнью. Причина – нерентабельность поездов. На самом деле нерентабельными для владельцев личных дворцов и «шубохранилищ» оказались простые жители российских сел и деревень… Наши матери, бабушки, отцы и деды.
Без хлеба, и без школы
Жители сразу нескольких сел Ртищевского района Саратовской области обратились в нашу газету. Осиновка, Братство, Новостройка и Подгоренка – в канун Нового 2015 года получили от железнодорожников крайне неприятный «подарок». С 15 декабря прошлого года РЖД отменили местные пригородные поезда. Здешняя железнодорожная ветка всегда, даже в самое тяжелое для страны лихолетье, пуповиной связывала населенные пункты с районным центром Ртищево. Случайно или нет, но железнодорожное начальство новогодний сюрприз подгадало как раз к ежегодной пресс-конференции главы государства, которую в прямом эфире с оптимизмом смотрели селяне. Пуповина обрезана, около тысячи человек – а в основном это старики и дети – являются заложниками бездорожья, бюджетных коллизий и постоянно растущих запросов рьяно пекущегося о своей прибыли монополиста.
Сегодня, в 21 веке, в центре страны – а Ртищевский железнодорожный узел называют крупнейшим перекрестком России. Для этих людей свежий хлеб, молоко и остальные продукты сюда привозили в основном по железной дороге. С середины декабря, после отмены пригородных поездов, для жителей приезд машины с хлебом – настоящий праздник. «Мы и заболеть теперь боимся – ведь ни одна скорая до нас не доедет, – сетуют жители сел. – А наши дети вынуждены переходить на домашнее обучение: не каждый ребенок выдержит ежедневные прогулки по 5-6 км до ближайшей школы»
Елена Скитер, жительница села Братство, возмущается: раньше на пригородном поезде, который всегда был забит до отказа, она отвозила ребенка в школу в соседнее село, а сама ехала в город на работу. «Теперь ребенку приходится учиться дома, я осталась без работы, как дальше жить?», – голос Елены срывается на плач. Ей вторит Мирослав Тимошкин, который десятки лет проработал на железной дороге машинистом. «Большинство жителей этих сел, как и я, – потомственные железнодорожники. Когда мы уходили на пенсию, нам обещали все блага за самоотверженный многолетний труд на железной дороге. Вот такая она – черная неблагодарность родной «железной дороги»…», – вздыхает Мирослав Георгиевич. Теперь ветераны вспоминают как лучшие даже те времена, когда пригородный ходил по расписанию хотя бы раз в день, забирая путейцев: «Вот тогда мы жили!…»
«Даже в войну поезда ходили»
«Даже в войну поезда ходили бесперебойно, а сейчас цивилизация, техническая революция, а люди не могут за хлебом добраться, детей в школу отправить», – глава администрации Ртищевского района Александр Санинский вынужден выслушивать горькие жалобы жителей сел по поводу сокращения поездов чуть ли не каждый день. Мы, например, застали в его приемной целую делегацию местных пенсионеров. Администрация района пытается решить проблему, организовывая транспортную связь, это сделать не так-то просто. Сегодня с подобной проблемой сталкиваются многие районы области и другие регионы страны: сокращение пригородных поездов – процесс повсеместный. Поезда не окупаются, а для региональных бюджетов такие перевозки давно уже стали неподъемной статьей расходов. «РЖД и их дочерняя компания, которая и обслуживает пригородные перевозки в Саратовской области – ППК «Черноземье» – выставляют за свои услуги бешеные счета. Потянуть их могут лишь единицы. На мой взгляд, подобные перевозки должны быть в компетенции исключительно федерального бюджета. И федеральная власть должна услышать людей, которые сегодня оказались в бедственном положении», – уверен глава администрации района.
Александр Санинский показывает целую кипу документов – все это его официальная переписка с различными инстанциями о судьбе пригородных поездов. «Процесс сокращения начался несколько лет назад, – напоминает он. – Мы сразу стали бить в колокола: нельзя отменять поезда, люди, а это в подавляющем большинстве железнодорожники, живут этим видом транспорта. Но наши обращения к профильным министрам, к компании «Черноземье», к самому ОАО «РЖД» ни к чему не привели. Одни отписки в духе: нам, железнодорожникам, это невыгодно и точка».
Вот, очередная из них: ответ пришел главе ртищевской администрации от заместителя начальника приволжской железной дороги Р.И. Бахтеева. В письме черным по белому констатируется, что из-за неплатежеспособности контрагентов, в данном случае, ООО «МРПК» перевозки прекращаются. И все. Как говорится, «ничего личного, только бизнес».
На дрезине – в Кремль
Жители ртищевских сел все же надеются на «свет в конце тоннеля». Но если ситуация не изменится, их уже ничто не удержит… «Мы тут с мужиками посоветовались, – деловито сообщил нам один из ветеранов, – и решили: сделаем дрезину и на ней по рельсам – прямиком до Кремля! Будем там помощи просить – а другого выхода у нас нет!»
Кстати, недавно стало известно, что объем субсидий из федерального бюджета на поддержку пригородных железнодорожных перевозок планируется увеличить. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако насколько сможет бюджет поддержать эту сферу и какие регионы получат матпомощь, пока неизвестно. Но почему бы российским властям не взяться посерьезнее за проверку тарифообразования РЖД и не выяснить, почему аппетиты монополиста выросли настолько, что с ним уже ни региональный, ни федеральный бюджеты не справляются?
Различные эксперты давно говорят, что ОАО «РЖД», в сущности, обслуживает интересы крупнейших сырьевых корпораций России. Глава РЖД Якунин планомерно убивает магистральные, то есть пассажирские маршруты и трассы, превращая РЖД в грузоперевозчика. Как точно подметило на днях издание «Новые Ведомости» – грузовые перевозки плюс сверхскоростные маршруты для сверхбогатых – вот идеология РЖД. «Транспортная связность России падает с каждым днем по милости инфраструктурного монополиста. Наступит день, когда граждане России просто не смогут свободно путешествовать по своей Родине из-за запредельно высоких цен на транспортные услуги. Самый дешевый и доступный речной транспорт уже давно продан на металл и фактически исчез, автомобильный не может повысить транспортную связность до уровня, обеспечивающего необходимую национальную безопасность ввиду плохих дорог».
Отмена пригородных электричек приближает момент, когда единая и неделимая Россия станет всего лишь бумажным фантомом.
Олег ЗЛОБИН, «Аграрные Вести» для «НВ»
Ртищево, Саратовская область