Пешком по шпалам

Жители сел Ртищевского района Саратовской области собираются ехать в Кремль – жаловаться на главу РЖД Владимира Якунина.

GAZ-13_Chaika_draisine В то время как руководитель страны говорит о том, что даже в кризис государство должно выполнять все взятые на себя социальные обязательства, руководители российских  госкорпораций  откровенно саботируют этот призыв. Для них максимальная выгода, прибыль в  ведомственном, считай – частном –  кармане превыше всего. На то, какой ценой она  достигается, обладателям больших кабинетов и семизначных зарплат наплевать. Иначе как еще объяснить политику монополиста РЖД по масштабному сокращению сети пригородных поездов? Компания попросту отбирает у многих  селян единственный способ связи с большими городами, с нормальной жизнью. Причина –  нерентабельность поездов. На самом деле нерентабельными для владельцев личных  дворцов и «шубохранилищ» оказались простые жители российских сел и деревень… Наши матери, бабушки, отцы и деды.

Без хлеба, и без школы

Жители сразу нескольких сел Ртищевского района Саратовской области обратились в нашу газету.   Осиновка, Братство,  Новостройка и Подгоренка – в канун Нового 2015 года получили от железнодорожников  крайне неприятный «подарок».  С 15 декабря прошлого года РЖД  отменили местные пригородные поезда. Здешняя железнодорожная ветка всегда,  даже в самое  тяжелое  для страны лихолетье, пуповиной связывала  населенные пункты с районным центром Ртищево.  Случайно или  нет, но  железнодорожное начальство новогодний  сюрприз   подгадало как раз  к  ежегодной  пресс-конференции главы государства, которую в прямом эфире с оптимизмом  смотрели селяне.  Пуповина обрезана, около тысячи человек – а в основном это старики и дети – являются заложниками бездорожья, бюджетных коллизий и постоянно растущих запросов рьяно пекущегося о своей прибыли  монополиста.

Сегодня, в 21 веке, в центре страны – а Ртищевский железнодорожный узел  называют крупнейшим  перекрестком России.  Для этих людей свежий хлеб, молоко и остальные продукты сюда привозили в основном по железной дороге. С середины декабря, после отмены пригородных поездов, для жителей приезд машины с хлебом – настоящий праздник. «Мы и заболеть теперь боимся – ведь ни одна скорая до нас не доедет, – сетуют жители сел. – А наши дети вынуждены переходить на домашнее обучение: не каждый ребенок выдержит ежедневные прогулки по 5-6 км до ближайшей школы»

Елена Скитер, жительница села Братство, возмущается: раньше на пригородном поезде, который всегда был забит до отказа, она отвозила ребенка в школу в соседнее село, а сама ехала в город на работу. «Теперь ребенку приходится учиться дома, я осталась без работы, как дальше жить?», – голос Елены срывается на плач. Ей вторит  Мирослав Тимошкин, который десятки лет проработал на железной дороге машинистом. «Большинство жителей этих сел, как и я, – потомственные железнодорожники. Когда мы  уходили на пенсию, нам обещали все блага за самоотверженный многолетний труд на железной дороге. Вот такая она – черная неблагодарность родной «железной дороги»…», – вздыхает Мирослав Георгиевич. Теперь ветераны вспоминают  как лучшие даже те  времена, когда пригородный  ходил по расписанию хотя бы раз в день, забирая путейцев: «Вот тогда мы жили!…»

«Даже в войну поезда ходили»

«Даже в войну поезда ходили бесперебойно, а сейчас  цивилизация, техническая революция, а люди не могут за хлебом добраться, детей в школу отправить», –  глава администрации Ртищевского района Александр Санинский вынужден выслушивать   горькие жалобы жителей сел по поводу сокращения поездов чуть ли не каждый день. Мы, например,  застали в его приемной целую делегацию местных  пенсионеров.  Администрация района пытается решить проблему, организовывая  транспортную связь, это сделать не так-то просто.  Сегодня с подобной  проблемой сталкиваются многие районы области и другие регионы страны: сокращение пригородных поездов – процесс повсеместный. Поезда не окупаются, а для региональных бюджетов такие перевозки давно уже стали неподъемной статьей расходов.  «РЖД и их дочерняя компания, которая и обслуживает пригородные перевозки в Саратовской области – ППК «Черноземье» – выставляют за свои услуги бешеные счета. Потянуть их могут лишь единицы.  На мой взгляд, подобные перевозки должны быть в компетенции исключительно федерального бюджета. И федеральная власть должна услышать людей, которые сегодня оказались в бедственном положении», – уверен глава администрации района.

Александр Санинский показывает целую кипу документов – все это его официальная  переписка с различными  инстанциями о судьбе пригородных поездов. «Процесс сокращения начался несколько лет назад, – напоминает он. – Мы сразу стали бить в колокола: нельзя отменять поезда, люди, а это в подавляющем большинстве железнодорожники, живут этим видом транспорта. Но наши обращения к профильным министрам, к компании «Черноземье»,  к самому  ОАО «РЖД» ни к чему не привели. Одни отписки в духе: нам, железнодорожникам,  это невыгодно и точка».

Вот,  очередная  из них: ответ пришел  главе  ртищевской администрации от заместителя начальника приволжской железной дороги Р.И. Бахтеева. В  письме черным по белому  констатируется, что из-за неплатежеспособности контрагентов, в данном случае,  ООО «МРПК»  перевозки прекращаются. И все. Как говорится, «ничего личного, только бизнес».

На дрезине –  в Кремль

Жители ртищевских сел все же надеются на «свет в конце тоннеля».  Но если ситуация не изменится, их уже ничто не  удержит… «Мы тут с мужиками посоветовались, – деловито сообщил нам один из ветеранов, –   и решили: сделаем дрезину и на ней по рельсам – прямиком до Кремля!  Будем там помощи просить – а другого выхода у нас нет!»

Кстати, недавно стало известно, что объем субсидий из федерального бюджета на поддержку пригородных железнодорожных перевозок планируется увеличить. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако насколько сможет бюджет поддержать эту сферу и какие регионы получат матпомощь, пока неизвестно. Но почему бы российским властям не взяться посерьезнее за проверку тарифообразования РЖД и не выяснить, почему аппетиты монополиста выросли настолько, что с ним уже ни региональный, ни федеральный бюджеты не справляются?

Различные эксперты  давно говорят, что  ОАО «РЖД», в сущности,   обслуживает интересы крупнейших сырьевых корпораций России. Глава РЖД  Якунин  планомерно убивает магистральные, то есть пассажирские маршруты и трассы, превращая РЖД в грузоперевозчика. Как точно  подметило на днях издание «Новые Ведомости»   – грузовые перевозки плюс сверхскоростные маршруты для сверхбогатых – вот  идеология РЖД. «Транспортная связность России  падает с каждым днем  по милости  инфраструктурного монополиста. Наступит день, когда  граждане России просто не смогут свободно путешествовать по своей Родине из-за запредельно высоких цен на транспортные услуги. Самый дешевый и доступный речной транспорт уже давно продан на металл и фактически исчез, автомобильный не может повысить транспортную связность до уровня, обеспечивающего необходимую национальную безопасность ввиду плохих дорог».

Отмена пригородных электричек приближает момент, когда единая и неделимая Россия станет всего лишь бумажным фантомом.

Олег ЗЛОБИН, «Аграрные Вести» для «НВ»

Ртищево, Саратовская область

Ранее

РАЙПО Перелюба принимает «вызовы времени»

Далее

Потомки Чингисхана

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru